Из биографии

Евгения Валерьевна Смольянинова родилась в 1964 г. в Новокузнецке. Семья переехала в Кемерово. Мать преподавала иностранный язык и прекрасно пела. Евгения признавалась, что голос у нее от матери и от бабушки по отцовской линии.  Отец – профессиональный спортсмен, педагог-тренер. Училась в музыкальной школе, затем в музыкальном училище в Ленинграде. Во время учебы она впервые выступала как певица. Во время фольклорных экспедиций собирала народные песни. В архивах открыла множество забытых романсов.

Преддверие творческой карьеры

Певческая судьба Евгении Смольяниновой началась со знакомства с народными песнями, которые исполняла Сергеева Ольга Федосеевна. Девушка была потрясена ее исполнением, и наступил такой момент, когда в течение 3 лет она не могла успокоиться и жила желанием спеть так же, чтобы слушатели светлели душой и не стыдились плакать. И Евгения сумела перевоплотиться. Когда она приехала к этой старушке и поставила диск со своими песнями, та сказала, что это поет она сама. Когда открылась правда, женщина была рада, а потом сказала, что такие песни никому не нужны. Нет в живых уже этой старушки, а песни Евгении востребованы.

Гармония души

В какой-то степени известности ей добавило кино. Она стала петь романсы, озвучивая роли исполнительниц. Снялась в фильмах:

Но полюбила она пение для открытой аудитории, где ее выступление – это эмоциональное представление и она именно так чувствует себя актрисой. Именно в зале она чувствует в своей душе гармонию. Для нее важен живой человек, важно то, что передается от одной души к другой, важны очищающие слезы, такие, которые у нее появились, когда она слушала старушку, окрылившую ее.

Музыкальный облик певицы

Самобытным и ярким явлением в музыкальной культуре первых двух десятилетий 20 века делает Е. Смольянинову ее колокольчиковый, серебристый, нежный и трепетный голос и исполнительская манера.  Слушая ее, человек задумывается – откуда она: из Древней Руси или из Серебряного века, из потерянной России или из России-мечты. Репертуар ее богат и разнообразен: народные песни, романсы, духовные стихи и баллады, танго и др. В голосе ее слышится и цветение растений, и звездный свет в окне, и молитва, и благословение, и колыбельная. Слушающие ее пение представляют все краски жизни: как мчится тройка удалая, как метелица метет, как плещут волны, как звонко заливается жаворонок, как мать успокаивает младенца, и ему снятся чудеса. Она поет саму жизнь народа. А русская песня и жизнь не отделимы.

Песни ее души

Произведения о материнской любви и молитве – традиционная песенная тема, потому что мать – это жизнь, это наше все, что у нас есть. Без нее, без ее опеки в детстве плохо. Став взрослым, человек в большей степени начинает понимать значимость этого родственника в своей жизни. Человеку легче, если у него есть мать, которая за него, даже за взрослого, молится.

 

Зимней лунной ночью и ранней весной звук колокольчика напоминает не только радостные встречи двух влюбленных. Жизнь может измениться внезапно, и они расстаются, потому что судьба сложилась по-другому: любимая досталась сопернику.

А.С. Пушкин пишет об А.П. Керн, в которую он был влюблен. Встречу с ней он называет «чудным мгновением». Поэт уехал в свои края, он снова в светском обществе, но по-прежнему думает о ней. Потом события, которые произошли в его жизни, затуманили ее образ. В глухой ссылке жизнь его была мрачной.  Когда автор снова встретился с женщиной, чувства пробудились вновь.

О человеческой тоске тяжело писать, петь, думать. Как сбывшиеся мечты существуют, так и несбывшиеся мечты никуда не исчезнут. Они часто проглядывают в душе человека как воспоминания и тают, как снежинки.

Известно, что кума – это крестная мать, женщина, ставшая матерью ребенка, которого окрестили. В сельской местности, где население небольшое, многие люди становятся кумовьями – близкими людьми, почти родственниками. В песне кумушка обращается к остальным с просьбой не забывать ее: взять ее в сад за цветами, чтобы она тоже могла сплести венок. Она жалуется, что ее венок, пущенный на воду, утонул. Жалуется на свое одиночество и просит кумушек не обделять ее любовью.

Память сердца, память души человека так устроена, что она неоднократно возвращает его к прошлому. Это и мучительно, и порой странно. Часто человек упрекает себя в чем-то. Наверное, так и должно быть, ведь человек – не искусственный интеллект.  Вопрос – зачем возникают воспоминания? – будет существовать всегда. Ибо человек – памятливое существо.

Из личной жизни

Сын Е. Смольяниновой – Святослав. Как музыкант-профессионал и преподаватель школы гитарного мастерства, сценарист, принимает участие в концертной деятельности. Он аккомпанирует Евгении Валерьевне. С детства полюбивший игру на гитаре, в настоящее время он стал преподавателем, как он говорит, в третьем поколении. Преподавание как умственный и эмоциональный процесс наравне с выступлением на сцене ему нравится.

Слушает свою душу

Е. Смольянинову, в детстве мечтавшую стать пианисткой, судьба сделала знаменитой продолжательницей традиций народного пения, от которого, как она говорит, получает удовольствие. М. Цветаева писала, что она слушает не музыку, а свою душу. Эти слова поэтессы – кредо певицы. Творчество «хрустального голоса России» продолжается.