Жорж Брак свое творчество не ограничивал живописью и графикой. Художник занимался созданием витражей; утонченной и экспрессивной скульптуры, которая перекликалась с греческой архаикой; работал декоратором в театре; делал великолепные ювелирные украшения, которые с удовольствием носили модницы того времени; также он владел многими приемами прикладного искусства.

Биография

Родился будущий художник в 1882 году в пригороде Парижа – Аржантейле. Это место в свое время было воспето импрессионистами. Семья Жоржа владела мастерской по интерьерам – занималась декорированием. С ранних лет отец учил его своему ремеслу, приучал к труду декоратора и пониманию эстетики жилых помещений. А когда сын подрос, глава семьи отправил его получать образование декоратора в Гавре. Позже молодой мастер еще обучался в парижской Школе изящных искусств.

Именно это учебное заведение помогло ему познакомиться с новыми веяниями в живописи. Особенно привлекали Жоржа работы Матисса, и он сошелся с кружком «фовистов». В тот период жизни он постоянно писал пейзажи, которые были наполнены южным солнцем и яркими красками Прованса – они как будто пропитаны буйством природы юга Франции. Это были весьма декоративные работы, однако уже здесь были нотки нового направления – кубизма, потому что четкость композиции отличала эти пейзажи от картин фовистов.

Кубизм

Чуть позже Брак увлекся искусством Сезанна и Пикассо, что привело к заметному изменению стиля художника. Прежние текучие формы на его полотнах заменились мощными геометрическими объемами; яркие краски стали приглушеннее: появились желтовато-охристые, зеленоватые и серо-голубые тона, как у Сезанна.

С картиной Брака «Дома в Эстаке» связан забавный случай: когда ее увидел знаменитый художник Матисс, то воскликнул: «Что это за кубики?». Отсюда и пошло название направления в живописи – «кубизм», которое было популярным в XX веке.

Начиная с 1910 года художник слегка изменил манеру письма: его кубы становятся мельче, их грани заполняют весь холст, имеют разную форму и причудливо располагаются на полотне. Это уже не было изображением какого-то объекта – скорее, в своем творчестве Брак стремился передать некий образ, символ, свое представление об объекте.

Это были весьма оригинальные, однако совершенно оторванные от реальности сюжеты со свободной игрой цветных плоскостей, контуров, различных предметов, надписей. Брак часто использовал совершенно новые для живописи того времени декоративные эффекты, которые создавали ощущение жизни и ритма большого города.

Новые веяния

Однако после двадцатых годов 20 века кубизм начал выходить из моды, и Брак в своих картинах стал использовать лишь его отдельные элементы. Он возвращается к натюрмортам, в которых изысканность колорита сочетается с разнообразием выразительных средств.

В 20-е и 30-е годы он пишет портреты, морские виды, интерьеры с интересным и богатым наполнением: натюрмортами и женскими фигурами. Это уже был практически сюрреализм с его поэтичностью и пространственной широтой.

Жорж Брак ушел из жизни в 1963 году, похоронен в Париже.

Интересный факт: в 2010 году из парижского Музея современного искусства было похищено пять картин Брака.