Цветотерапия или хромотерапия – это воздействие на психо-эмоциональное и физическое состояние человека при помощи цветовой гаммы.

Это воздействие находит отражение во всех делах человека, в его внешнем облике, в поведении и даже восприимчивости или противостоянии заболеваниям. Цветовой фон влияет на настроение, общее физическое состояние, аппетит; неправильно подобранный, он может вгонять в состоянии депрессии или тревоги, вызывать усталость и сонливость или, наоборот умиротворение и спокойствие, способствовать спокойному сну и позитивному настрою.

Это происходит благодаря тому, что каждый цвет стимулирует работу определенных участков головного мозга и гипофиза, в результате чего происходит выработка различных гормонов. Эти знания были систематизированы еще в 1923 году Максом Люшером и положены в основу теста по психодиагностике человека.   

Важно во время ремонта и изменения дизайна квартиры, составления гардероба и даже при покупке мелочей, которые ежедневно будут окружать, серьезно подойти к выбору цветовой гаммы. Это поможет избежать массы проблем в будущем.

Из-за того, что у женщин сильнее развиты зрительные рецепторы, которые отвечают за цветовое восприятие, они наиболее восприимчивы к влиянию цвета, чем мужчины.  

В последнее время работодатели стали всерьез задумываться о цветовом решении рабочих мест сотрудников. Правильно подобранная гамма позволяет увеличить общую продолжительность труда, вызвать позитивные эмоции от проделанной работы и создать общее благоприятное отношение к организации. Таким образом, работа превращается для человека не в мучительный ежедневный процесс, а способ развития и личностного роста.

Маркетологи и рекламодатели давно используют цветовую гамму при проработке рекламных проспектов, оформлении витрин, упаковки товаров. Это позволяет воздействовать на покупателей, заставляя обращать внимание на тот или иной продукт непосредственно в магазине или при просмотре рекламных роликов.

Каждый человек индивидуален и его восприятие цвета отличается от других люди в силу личностных характеристик, но можно выделить общие тенденции воздействия цветовой гаммы.

Красный цвет

Воздействуя на энергетические центры, этот цвет является возбудителем для любого человека. Он способен зарядить энергией на весь день, усилить общую активность и трудоспособность, оказать влияние на повышение аппетита, ускорить сердцебиение, активизировать мышечную деятельность.  

В то же время обилие оттенков этого цвета может привести к головной боли и переутомлению. Чрезмерное присутствие его в одежде или интерьере утомляет, вызывает раздражение, и даже полное неприятие носителя.

У любителей красного цвета в характере преобладают нетерпимость, раздражительность, вспыльчивость, агрессия. Этот цвет энергичных волевых и деятельных людей, которые не приемлют критику, уверены в себе и любят быть в центре внимания. В средние века использование красного цвета на флагах и штандартах символизировало военную мощь.

Влияние белого цвета

Восприятие белого цвета тесно связано с культурными традициями и ритуалами. Для некоторых религий белый символизирует чистоту и невинность, а для других это цвет траура.

В славянской культуре его ассоциировали с добром и целомудрием, поэтому невестам принято облачаться в белоснежные платья.

Сегодня белый цвет – это один из цветов успокоения, умиротворения, отдыха и релаксации. Поэтому после долгого рабочего дня или повседневных забот, придя домой, стоит облачиться в светлое.

Влияние черного цвета

Этот цвет очень неоднозначный. Его восприятие зависит от особенностей каждого человека. Кто-то видит в нем изящество и покой, а для кого-то это цвет нечистой силы и мрака.

Злоупотребление черным цветом может привести к плохому настроению, унынию, апатии, затяжной депрессии и общему упадку сил.

Влияние других цветов

  • Синий – цвет покоя и гармонии, успокаивает нервную систему, снимает нервозность и перевозбуждение, снижает аппетит, стимулирует мозговую деятельность. Его избыток способен искажать реальный мир и способствовать возникновению иллюзий.
  • Голубой – легкость и невесомость. Помогает снять усталость в конце дня, создать чувство безопасности, снять раздражительность, снизить тревожность.
  • Желтый – возбуждает нервную систему и аппетит, стимулирует умственную деятельность, заряжает энергией, стимулирует творческие подвижки. Оттенки этого цвета воздействуют на участки головного мозга, которые отвечают за память и умственную продуктивность.
  • Оранжевый – позитив и вдохновение. Усиливает общий тонус человека, благотворно влияет на умственные качества, концентрацию внимания, снижает раздражительность.
  • Розовый – романтика и нежность. При частом использовании его оттенков, можно получить чувство неудовлетворенности и усталости.
  • Зеленый – молодость и свежесть. Все оттенки этого цвета благоприятно влияют на зрительные рецепторы. Ассоциируется с безопасностью. Темные оттенки способны вызывать депрессию.