Детство и образование

Юлия Федоровна Гардер (сценический псевдоним - Платонова) – оперная и камерная певица, преподаватель, популяризатор русского оперного искусства. Она родилась в Риге в 1841 г.

Певица с детства проявляла способности к музыке. В гимназии Юлия училась игре на фортепиано и зарекомендовала себя как талантливая пианистка. Окончив школу, девушка в течение 2 лет она занималась в Митавском музыкальном обществе под руководством директора Постела. С подачи наставника Юлия стала больше внимания уделять развитию голоса.

Платонова переехала из западных провинций в Санкт-Петербург, чтобы продолжить обучение и стать профессиональной оперной певицей. Педагогом будущей солистки стал дирижер, композитор и преподаватель музыки Н.Ф. Вителяро. Юлия с успехом окончила курс занятий.

Карьера оперной певицы

Дебют на сцене состоялся в августе 1863 г. Платонова выступила в роли Антониды из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки и имела большой успех у публики. После премьерного спектакля Юлия Федоровна вошла в состав труппы Мариинского театра.

Голос певицы звучал мягко, обладал широким диапазоном, но силой не отличался. Достоинства Юлии Федоровны проявлялись в партиях, требовавших сильной актерской игры.

Платонова-оперная певица сформировалась под влиянием А. Даргомыжского. В 1865 г. композитор помогал ей готовить партию Наташи из оперы «Русалка». Даргомыжский называл Юлию Федоровну лучшей исполнительницей этой партии, отмечая не только голос, но и драматическое дарование артистки.

В начале карьеры проблемой Юлии Федоровны был немецкий акцент, выдававший происхождение Платоновой из западных провинций Российской империи. Начинающая певица быстро избавилась от недостатка, и ее репертуар пополнился героинями русских опер. Многие постановки были написаны тогда же, в 1860-70-х, эпоху подъема национальной музыки. Юлия Федоровна первой исполнила партию Катерины в опере «Гроза», Ольги в "Псковитянке".

Катерина. Эскиз А.Я. Головина для оперы

Репертуар Платоновой превышал 50 ролей в произведениях русских и европейских композиторов. Будучи солисткой Мариинского театра, Юлия Федоровна часто выступала до 3-4 раз в неделю в сложных партиях, таких как Ольга Токмакова или Антонида. Звездными партиями певицы были Донна Анна в «Каменном госте», Людмила в «Руслане и Людмиле», Елизавета в «Тангейзере».

Защитница «Бориса Годунова»

«Борис Годунов» М.П. Мусоргского – опера со сложной судьбой. Произведение несколько раз переписывалось, театральное руководство отказывало композитору в постановке на сцене. Именно благодаря Ю.Ф. Платоновой публика впервые смогла увидеть и услышать работу Мусоргского.

В 1874 г. Платонова находилась на пике славы. Будучи большой поклонницей М.П. Мусоргского, она рискнула положением звезды и добилась показа «Бориса Годунова» у администрации театра. Сама Юлия Федоровна выступила в партии Марины Мнишек. Для певицы вечер стал триумфом; «Борис Годунов» понравился публике и начал долгий путь к мировому признанию.

Концертная деятельность

В 1876 г. Юлия Федоровна покинула оперную сцену. Она продолжила выступать как камерная певица, участвовала в бесплатных общедоступных постановках произведений Бетховена, Ф. Листа, Р. Шумана.

В 1877 г. прошли гастроли Платоновой в Дрездене. В Европе Юлия Федоровна пела романсы русских композиторов из кружка «Могучая кучка», а также изучала подходы к преподаванию вокального мастерства.

В том же году состоялся последний камерный концерт Платоновой. На прощальном вечере певицы присутствовал М. П. Мусоргский.

Педагогическая деятельность

Покинув сцену, Юлия Федоровна занялась преподаванием вокального мастерства и популяризацией оперной музыки. Платонова учредила частную школу пения, из стен которой вышли выдающиеся исполнители.

Одна из учениц Юлии Федоровны – Мария Оленина-д’Альгейм, автор книги о М.П. Мусоргском и основоположница русской школы камерной музыки.

С 1881 г. Платонова преподавала на общедоступных музыкальных классах, организованных Педагогическим музеем в Санкт-Петербурге. Юлия Федоровна вместе с учениками ставила бесплатные оперные спектакли.

Певица умерла в 1892 г. и погребена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

Личная жизнь

Мужем певицы был русский капитан Тванев. В жизни Платонова носила фамилию супруга. После смерти Тванева в 1876 г. Юлия Федоровна приняла решение завершить карьеру оперной певицы.

Платонова находилась в дружеских отношениях с композиторами Могучей Кучки и А. Н. Серовым. Авторы романсов М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков нередко аккомпанировали Платоновой на камерных концертах.

Образ в кино

В советском фильме «Мусоргский» (1950 г.) роль Ю.Ф. Платоновой сыграла Любовь Орлова.

Любовь Орлова в фильме

Историческая драма рассказывает об истории создания и постановки оперы «Борис Годунов». Композиторы во главе с Мусоргским борются с засильем иностранной музыки на отечественной сцене, вступая в конфликт с руководством императорского театра.

Фильм показан на Каннском фестивале 1951 г., где получил приз за лучшие декорации.

У Орловой, знаменитой актрисы сталинской эпохи, в «Мусоргском» небольшая, но важная роль. По сценарию, Платонова готовит бенефис и добивается постановки «Бориса Годунова» на своем вечере. Дальнейшая судьба оперы вписана в историю русской и мировой оперной музыки.