Ранняя биография

Анри Лоран родился 18 февраля 1885 года в Париже. Мальчик, как и все его сверстники, получал образование в начальной школе, а в свободное от учебы время занимался рисованием. Он пытался копировать картины знаменитых художников и всячески подражать им. В 1899 году юноша озадачился профессиональным обучением в области искусства. Молодой человек решил взять несколько уроков у ведущих мастеров того времени, чтобы окончательно разобраться, стоит ли ему и дальше двигаться в этом направлении. Довольно быстро Анри начал создавать работы, которые поражали даже самых видных художников. Под влиянием Огюста Родена он нарисовал несколько сюрреалистических полотен, а также разработал предварительные макеты и эскизы для своих будущих скульптур.

Однако картины не покрывали всех расходов Анри Лорана, и в какой-то момент перед ним образовалась финансовая пропасть. Чтобы обеспечивать себя и свою семью, ему приходилось подрабатывать каменщиком. Но рутинные занятия не приносили юноше удовольствия, поэтому вскоре он решил уволиться. Лоран снова вернулся к искусству и уже никогда не сворачивал с это пути.

Творческие успехи

В 1911 году будущий скульптор подружился с художником Жоржем Браком, который впервые познакомил его с кубизмом. Анри впервые принял участие в работе художественного общества «Салон Независимости», которое функционировало в Париже в 1913 году. Именно здесь он начал совершенствовать свои творческие навыки и мастерить первые профессиональные скульптуры.

Спустя два года Лорана замечают такие видные художники, как Хуан Гри Амадео Модильяни и Пабло Пикассо. Анри начинает входить во влиятельные круги, где главной темой общения всегда становилось искусство в самых разных его проявлениях. Такая творческая атмосфера, безусловно, мотивировала скульптора на всё новые искания.

С 1916 года Лоран исполнял кубистские коллажи и конструкции. В этот же период он сблизился с французским поэтом Пьером Реверди и проиллюстрировал на своих полотнах лучшие сочинения автора.

Карьерный рост

Настоящая популярность пришла к Анри Лорану в 1917 году во время персональной выставки в Париже. Именно там он подписал ряд важных контрактов с предпринимателями, коллекционерами, руководителями галерей.

В течение 1920-х годов Лоран выполнял проекты для различных архитектурных ансамблей, украшая центральные улицы французской столицы. Кроме того, он сотрудничал с театральными мастерскими. Художник создавал декорации и выступал советником режиссёров. Так, известно, что он изготавливал сценические элементы для представления труппы «Русского балета» Сергея Дягилева в 1924 году.

В 1932-1933 годах Анри разрывался между Парижем и соседним Этан-ла-Вилем. В родном городе он продолжал творить, а в маленькой коммуне периодически встречался с известными артистами, музыкантами и художниками. Именно в этом обществе Лоран находил новые идеи для своих будущих произведений и получал критические отзывы на готовые работы.

Скульптор внёс значительный вклад во Всемирную выставку, которая проходила в Париже в 1937 году. Здесь он представил горельефы «Земля и вода» (Павильон Севра), «Жизнь и смерть» (Дворец открытий). Несмотря на то, что главная борьба за лучший проект развернулась между СССР и Германий, работы Анри Лорана пользовались невиданной популярностью. С этого времени слава художника вышла за пределы Франции и распространилась по всему миру.

В 1938 году Анри Лоран отправился на свои первые масштабные гастроли в Осло, Стокгольм и Копенгаген. Он взял с собой не только скульптуры, но и художественные полотна. В своё путешествие скульптор пригласил Брака и Пикассо, которые охотно приняли приглашение и тоже продемонстрировали несколько крупных работ.

В 1945 году изделия мастера впервые были выставлены в галереях Нью-Йорка. Примерно в это же время Лоран сделал ряд книжных иллюстраций, за что получил награду сообщества писателей Франции.

В дальнейшем работы скульптора нашли свой постоянный дом в Венецианском музее, во Дворце изящных искусств в Брюсселе, в Национальном музее современного искусства в Париже. Помимо этого, художник широко выставлялся в Европе и Соединённых Штатах Америки, а также в Сан-Пауло.

Важно отметить, что с каждым годом Анри Лоран всё сильнее совершенствовал авторский стиль. Если в начале своего творческого пути художник практиковал технику кубизма, то в конце своей жизни он тяготел к пластической абстракции. К тому же Лоран успешно занимался графикой. Он иллюстрировал «Идиллии» Феокрита, «Диалоги» Лукиана и поэтические сборники Элюара.

Личная жизнь

Ещё в подростковом возраст Анри поставили неутешительный диагноз – костный туберкулёз. Из-за этой страшной болезни через семь лет ему ампутировали ногу. Отношения с женщинами у Лорана не складывались. Многие светские особы воспринимали его исключительно в качестве друга.

Тем не менее, у Анри Лорана был много коллег, знакомых и единомышленников. До конца своих дней он дорожил своей дружбой с Жоржем Браком, Пабло Пикассо и Хуаном Грисом. Эти творческие люди во многом повлияли на его жизнь и помогли найти собственный путь в искусстве.

Лоран скончался в родном Париже 5 мая 1954 года.