А еще у него, как говорят собратья по театру, есть великолепный дар убеждения без давления и настаивания на своем. Между тем внешне мягкий человек имеет за плечами огромный опыт работы в театре, в том числе в качестве руководителя.

Биография

Родился Борис Павлович в 1980 году в Ленинграде. Его семья жила на знаменитой Лиговке, и мальчику интеллигентных родителей приходилось тесно общаться с местными братками – больше просто никого рядом не было. Его спасла любовь к чтению: он перечитал массу фантастической литературы и во время тусовок пересказывал сюжеты мальчишкам.

Это были дети из небогатых семей, для которых поход в кино за один рубль был непозволительной роскошью, и Борис был у них кем-то вроде массовика-затейника. Он рассказывал свои «сторисы», не подозревая, что в будущем ему это очень пригодится.

Позже режиссер говорил, что именно тогда у него появилась возможность привносить свои фантазии в эти рассказы. Потому что приходилось что-то убирать, что-то свое добавлять по ходу повествования. На этих пацанских сходках он, по сути, конвертировал книги так, чтобы они были удобны для восприятия определенной публики.

И пока он был интересен слушателям – ему сходила с рук его интеллигентность и непохожесть на остальных дворовых ребят. Поэтому и читать, и пересказывать приходилось очень много.

После окончания школы Борис поступил в театральный институт, на актерско-режиссерский факультет. Хотя режиссером становиться не собирался – не видел себя в этой роли.

Карьера в театре

После окончания вуза Павлович несколько лет поработал в Пушкинском театральном центре, затем стал его режиссером. В 2006 году занял место художественного руководителя «Театра на Спасской» в городе Кирове. Через шесть лет, в 2012-м, стал советником по культуре при губернаторе Кировской области. В 2013 году начал руководить социально-просветительским отделом БДТ им. Г.А. Товстоногова и пробыл на этом посту до 2016 года.

Везде, где бы ни работал Павлович, он оставил после себя заметный след и внес свой вклад в развитие театрального искусства. Зачастую его называют трендсеттером, потому что он первый начинает делать что-то, что потом подхватывают остальные. У него есть проект социального театра, и в рамках этого проекта он в 2015 году создал спектакль «Язык птиц», в котором вместе с актерами играли люди расстройством аутистического типа. Это единственный «особый» спектакль, который регулярно ставят в федеральном театре. А если нужен ведущий для инклюзивного тренинга – каждый знает, что пригласить на эту роль нужно Павловича.

Однако его жизнь от этого никаким образом не меняется, потому что в нем нет режиссерского снобизма. Мало того – он считает себя «не великим режиссером» и не стремится ставить спектакли на главных сценах страны. И верит в то, что режиссура не должна быть великой – она просто должна быть настоящей.На самом деле Борис Дмитриевич внес изменения в постановку спектаклей, и очень существенные. Дело в том, что весь двадцатый век считалось, что постановка вовсе не зависит от сценария, от текста. Главным здесь был режиссер, он же считался автором спектакля, его сочинителем. А без текста, якобы, можно спокойно обходиться.

А Павлович поставил текст в центр, в эпицентр, можно сказать. И когда актеры пытаются своими словами пересказывать его, он возвращает их к источнику, говоря, что не нужно менять то, что написано хорошо, порой совершенно.

За свою карьеру Павлович работал во многих театрах, поставил множество спектаклей, просмотрел множество работ других режиссеров. Он постоянно рассказывает о своих инсайтах в этом процессе и благодарит тех режиссеров, кто открыл ему ту или иную истину.

Язык, речь, текст для него как способ самосовершенствования, самопознания, способ освобождения от мыслей и сомнений. Он уверен, что когда человек говорит, он лучше понимает самого себя. И когда актер говорит, то и зритель больше понимает про себя тоже. 

А еще есть такая загадка, как разница восприятия. И это делает театр необыкновенно и бесконечно привлекательным как для артистов, так и для зрителей. Как понимает пьесу актер и зритель, что они берут оттуда – вечная загадка и вечный процесс познания себя и мира.

Вообще, Борис Дмитриевич – тот еще философ. И сам он постепенно с художественной литературы переключился на классику, а потом на философию. И, несмотря на то что в философских книгах нет сюжета и отсутствует интрига, ему бы очень хотелось поставить именно философскую вещь.

Уйти, чтобы вернуться

В одном интервью Павлович сказал, что однажды ему повезло уйти из театра. На недоуменный вопрос журналиста он ответил, что каждый режиссер мечтает о таком перерыве, когда он может быть в театре, но не ставить спектакли.

Такой период у него был: он работал как актер, делал социальный проект, учил молодых артистов и был весьма занят. Но режиссура пока его не привлекала. А после двухгодичного перерыва вернулся к своей профессии обновленным и с большим желанием сделать что-то новое для зрителей.  

Сейчас Павлович является художественным руководителем пространства «Квартира» в Санкт-Петербурге, который сотрудничает с Центром «Антон тут рядом». Именно этот центр стал экспериментальной площадкой для спектакля «Язык птиц». А это значит, что эксперименты режиссера Павловича продолжаются.