Биография

Родилась 3 января 1934 года на ферме недалеко от Питтсбурга, штат Пенсильвания, в семье афроамериканца и филиппинки. В подростковом возрасте работала лаборантом в Нью-Йорке, а впоследствии перебралась в Европу.

Карьера

Несмотря на то, что основным родом занятий темнокожей молодой девушки была работа прислугой, Марпресса смогла дебютировать в Англии с эпизодическими ролями на телевидении.

В 19 лет она перебралась во Францию. Пытаясь пробиться в мир кино, подрабатывала то гувернанткой, то певицей и танцовщицей в ночных клубах. Все изменилось с тех пор, когда она встретила французского кинорежиссера Марселя Камю. Встреча состоялась в западно-индийском кабаре Монмартра «La Canne a sucre», где Марпресса работала певицей.

В 1958 году Марсель Камю предложил Марпрессе Даун сыграть главную женскую роль Эвридики в своем новом фильме «Чёрный Орфей». Картина стала лауреатом «Золотой пальмовой ветви» на кинофестивале в Каннах в 1959 году, а также лауреатом премии Оскар 1960 года в номинации лучшего фильма на иностранном языке.

После этого Марпрессу стали приглашать на различные роли во французских фильмах и на телевидение. Помимо этого, у знаменитой актрисы появились и театральные роли. Самая известная её роль в театре – это главная роль в успешной сценической комедии Cherie Noire, которая пользовалась популярностью у зрителей в течение семи лет и стала знаменита на сценах театров Франции, Бельгии, Швейцарии, Туниса, Алжира и Марокко.

Последней успешной ролью Марпрессы стала роль Фернандо Аррабаль в Delphine Seyrig 1969 года.

Последней ролью в фильме стала роль самой себя в документальном фильме Виниция де Мораеса «В поисках черного Орфея», а также в оригинальной пьесе, которую Виниций де Мораес адаптировал к сцене из фильма «Черный Орфей».

Личная жизнь

Марпресса Даун считалась необыкновенной красавицей и как только она стала узнаваемой (благодаря роли Эвридики), её фотографии стали печататься во всех модных журналах того времени наряду с такими красавицами как Дороти Дэндридж, Холли Бери, Ванесса Уильямс и Лена Хорн.

Сразу после съёмок в фильме «Черный Орфей» режиссёр Марсель Камю предложил ей стать его женой.

Марсель и Марпресса поженились в 1959 году, но брак длился недолго. По неизвестным причинам пара развелась.

Вторым мужем Марпрессы стал бельгийский актер Эрик Вандер.

Начиная с 1970-х годов, Марпресса жила скромной и почти безызвестной жизнью в 13-м округе Парижа.

Умерла 25 августа 2008 года от сердечного приступа. Марпресса пережила своего партнера по «Черному Орфею» бразильского актера Брино Мелло всего на 42 дня. На момент её смерти в Париже ей было 74 года. Свое последнее пристанище актриса нашла на парижском кладбище Пер-Лашез.

После смерти актрисы у неё осталось пятеро детей и четверо внуков.

Творчество

За свою карьеру Марпресса Даун снялась в более чем 10 фильмах. Для чернокожей актрисы в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах это считается высоким достижением.

«Элиза» (1957) – французский фильм режиссера Роджера Ришебе. Марпресса играет роль негритянки.

«Пожиратель женщин» (1958) – малобюджетный черно-белый шведско-британский фильм ужасов. В самой Великобритании выходил только под названием «Пожиратель», в Швеции – под названием «Блондинка в рабстве». Режиссер Чарльз Сондерс, в главной роли Джородж Кулуриси Вера Дей. Марпресса Даун в роли одной из жертв. Сюжет рассказывает о сумасшедшем учёном, который скармливает женщин плотоядному дереву, которое взамен дает вещество, способное оживлять мёртвых.

«Кресло-Театр» – британский телевизионный сериал, включавший более 449 эпизодов и транслировавшийся на ITV в период с 1956 по 1974 годы. Эпизоды с 1956 по 1968 годы были произведены «Объединённой британской корпорацией» (ABC), остальные эпизоды – «Телевидением Темзы». Мапресса Дауи играла незначительные эпизодические роли в период между 1958 и 1962 годами.

«Чёрный Орфей» (1959) – романтическая трагедия, снятая в Бразилии французским кинорежиссером Марселем Камю. В основу картины легла пьеса Виниция де Мораеса «Орфей де консенсау», которая, в свою очередь, стала адаптацией греческого мифа об Орфее и Эвридике в современном контексте трущоб Рио-де-Жанейро и знаменитого бразильского карнавала. В роли Орфея – Брино Мелло, в роли Эвридики – Марпресса Даун. Фильм стал совместным производством киностудий трёх стран: Франции, Италии и Бразилии.

Одна из основных особенностей фильма – использование оригинальных саундтреков бразильских композиторов Антонио Карлоса Хобима и Луиса Бонфа. Композиции под названиями «Фелицидада» (открывает фильм), «Манья де Карнавал» и «Самба де Орфей» стали классикой музыкального направления босса-нова. В фильме песни были исполнены Орфеем, но впоследствии переозвучены певцом Агостиньо душ Сантушем. Фильм был снят в Рио-де-Жанейро.

«Сокровище синих человечков» (1961) – франко-испанский фильм, снятый режиссером Эдмондом Агаброй. Мапресса в роли Малики.

«Канцони нель мондо» (1963) – роль самой себя.

«Au theatre ce soir» (1966) – французская театральная постановка. Марпресса играла в эпизоде «Шерри Нуар».

«Бал графа Оргеля» (1970) – французский фильм режиссера Марка Аллегре, ставший его последней работой в кинематографе. Участвовал в показе на кинофестивале в Каннах в 1970 году, но в основной конкуср включен не был. Марпресса сыграла роль Мари.

«Договор соловья» - французский фильм режиссера Жана Флеше. Марпресса в роли женщины с поезда.

«Красивое барахло» (1973) – французский криминальный фильм режиссера Жана Марбуфа. Марпресса в роли проститутки Jouets.

«Сладкий фильм» (1974) – авангардный комедийно-драматический фильм югославского режиссера и сценариста Душана Макавеева. Картина произведена на международном совместном предприятии кинокомпаний Франции, Канады и Западной Германии. Марпресса сыграла роль мамы Коммуна. Сюжет рассказывает о взаимоотношениях между женщиной, канадской королевой красоты, представляющей современную торговую фирму и неудавшегося коммунистического революционера, ныне капитана судна, перевозящего конфеты и сахар.

«Sept En Attente» (1995) – финальная роль фильма.