Из биографии Татьяны Власовой

Т.А. Власова родилась 31 декабря 1905-го года в самой простой крестьянской семье. Ее родина – г. Буинск, что в Татарстане. Время было трудное, страна находилась на переломе. России требовались специалисты, которые могли поставить на новые рельсы образование. Заканчивая в начале 20-х гг. школу, Татьяна уже решила: она свяжет свою жизнь с педагогикой и станет работать с детьми. Некоторое время Власова трудилась в школах и детдомах, будучи воспитателем и учителем.

Образование получила в столичном университете. После этого много сил потратила на важную работу в комиссии, которая занималась вопросами организации научного центра дефектологии. Экспериментальный институт, который затем перерос в НИИ дефектологии, стал первым подобным учреждением в мире. Сначала Власова руководила в нем отделением клинической диагностики, потом заняла позицию заместителя директора, впоследствии возглавила институт.

По окончании войны Татьяна Александровна много лет активно занималась партработой в центральном аппарате КПСС, где также сделала серьезную карьеру. В то же время Власова не оставила науку; в конечном итоге она возвратилась в институт дефектологии, где возглавила научную работу.

Вклад в науку и творчество

Т.А. Власова стала инициатором ряда серьезных направлений в науке. Она изучала влияние слухового анализатора на развитие детей, участвовала в создании методик коррекционной и воспитательной работы с ребятишками, у которых был нарушен слух. Власова опубликовала ряд значимых работ по олигофренопедагогике и сурдопедагогике. При непосредственном участии Власовой велось изучение особенностей развития школьников, которым была поставлена задержка психического развития. Результатом организационной работы стала сеть коррекционных школ и классов в учреждениях образования.

Научные труды Т. Власовой отличаются глубиной рассмотрения поднимаемых вопросов. Татьяна Александровна бралась за самые острые проблемы дефектологии, которые до нее не разрабатывал никто.

Коллеги не раз отмечали страстность и увлеченность Власовой при обсуждении вопросов дефектологии, значимых с практической точки зрения. Ей много раз доводилось отстаивать свое мнение в научных дискуссиях. И всегда Татьяна Александровна находила весомые аргументы в поддержку своей позиции.

Власова добилась принятия новых критериев в диагностике так называемой умственной отсталости. До этого ребят с серьезными нарушениями слуха нередко причисляли к отсталым в умственном отношении и направляли в соответствующие школы – без всяких на то оснований. После разработки диагностических процедур нового поколения этот недостаток в комплектовании учебных заведений был устранен: появились специальные школы для ребят с пониженным слухом.

Татьяна Александровна завершил свой земной путь 16 июня 1986 г., оставив после себя добрую память.