Что представляет собой человек

Человек вследствие своей греховной сущности обречен мучится на протяжении всей своей жизни. Данная тема часто находит отражение в поэзии и философии. Лучше всего об этом говорил Паскаль. Он называл человека мыслящим тростником. Он говорил, что человек – это ничтожество, возвеличенное Богом.

Эта человеческая двойственность имеет определенную пользу. Если ему показать всю его славу, он возгордится. Если предоставить доказательства его ничтожества и утаить славу, он отчается. Человеку тяжело вынести самого себя. Чтобы он мог жить, необходимо смешивать в определенных пропорциях эти два ингредиента.

Люди 21 века гордятся своими достижениями: они разобрались с геномом, могут разговаривать по телефону с любой точкой мира, преодолевают большие расстояния и т.д. Если взять отдельного человека, то окажется что он в проигрыше. Он несчастен, перепуган, дезориентирован и не стал дольше жить как надеялся раньше. Появившись как пар, он боится что скоро исчезнет. Человеку страшно оказаться лицом к лицу с трагичностью нашего бытия.

Человек с течением времени

Все эти проблемы способна решить православная вера, но в ее объятия, готовые принять абсолютно всех, не так просто попасть. И вся проблема в человеке, который этого сам не желает. В религиозном споре не принято сразу говорить о Боге. Лучше о нем помолчать. Православные знают, что он есть, что он рядом, но стараются говорить о нем как можно позже, прибегая к этому как к последнему козырю. Разговор о Боге ставит финальную точку. Это грань, за которой сказать уже нечего.

Человек – это слабое существо, которое еще долгое время после рождения ничего не может без родительской опеки. Но зато потом все в корне меняется: ему покоряются не только домашние, но и дикие животные. Получается, что слабость в человеке соединяется с господством.

Человек не может до конца осмыслить чужое время, но может утверждать, что с его течением в человеческой жизни появляется пропасть, которой раньше не было. То есть, чем дольше течение времени, тем больше страдает человек.

Отношение человека и Бога

Человек пережил катастрофу – грехопадение, после чего он постоянно меняется не в лучшую сторону. Он – драгоценное изделие, несущее в себе печать греха. У многих возникает вопрос: «Почему так происходит»? Либо Бог не всемогущ, от чего может возникать страх, либо Ему нравится что мы страдаем.

Об этом думали многие мыслители и не могли дать окончательный ответ. Почему у всесильного и любящего Бога так плохо живется его созданиям? Ответ на этот вопрос кроется в свободе воли человека. Он волен выбирать свой путь, который может еще в этой жизни привести его в ад. Бог постоянно пытается перенаправить его, но человек упорствует и действует по-своему, и результат не заставляет себя долго ждать. Мы постоянно убегаем из рая в своей земной жизни, а значит он будет нам не нужен и в вечности. Так что своеволие никуда от нас не делось, и люди сами закрывают себе дорогу в Царствие Небесное.

Человеку всегда хочется сделать все под себя не изменяя самого себя. Недавно воцерковленные люди ходят в храм, чтобы просить. Это допустимо в самом начале пути и не стоит их за это осуждать. Желательно, чтобы верующие ходили к Богу за «хлебом жизни», а не только из-за нужды. Человек не должен постоянно находиться в коротких штанишках. Со временем он должен меняться. Так, прося постоянно о себе, он вдруг вспомнит своих родственников, друзей и поймет, что они тоже нуждаются.

Если человек настроен на совершенство, но при этом не терпим к недостаткам ближних – это может означать его дьявольскую сущность. Если он хочет от себя святости, то обязан терпеть все грехи окружающих. Однако вряд ли тогда подойдет термин «терпеть», т.к. святости в этом случае не будет. В идеале должна присутствовать любовь.

Страдания – это обстоятельства, которые не обойдешь, но можно пройти насквозь. Они ведут нас ко страданию Христа, к Голгофе, где был пик его славы. У всех людей есть свой крест, который они несут через всю жизнь. И если будет попытка сбросить часть груза, ноша становится только тяжелее. Нельзя искать страдания специально. Если будет необходимость, они сами найдут человека.

Есть такие качества, которые надо воспитывать в человеке еще до прихода в веру: трепетное отношение к живому, уважение к старшим, к чужому имуществу и т.д. Без этого человеку не будет никакой пользы, если он даже будет знать всю Библию наизусть. Человек, не имеющий базовых нравственных навыков, лучше не станет. Человек – это загадка для самого себя и ее невозможно разгадать полностью. Насколько мы ее разрешим, настолько и будем людьми.

На основе беседы с протоиереем Андреем Ткачевым.