Суждено было выжить

О том, как прошли детские годы Файзи Адгамовича Гаскарова до поступления в детский дом, можно лишь догадываться. Родителей потерял во время Гражданской войны, сам был слишком мал, чтобы помнить, в какой детский дом его определили изначально. По воспоминаниям дочери танцора, его обнаружили в стоге сена.

Затем был какой-то приют, который впоследствии не удалось найти. Файзи Гаскаров вспоминал, что именно там ему дали имя. Далее следовали перемещения из одного детского заведения в другое в городе Бирске. Предположительно там или близ данного населенного пункта будущий знаменитый хореограф и родился.

Скорее всего и дата рождения не совсем достоверная, но во всех официальных биографических источниках это 21 октября 1912 года. С какой целью мальчик из Бирска был отправлен на какое-то время в детский дом Смоленской области, тоже загадка. Однако потом, в 1924 году его перенаправляют снова в Бирск, где он учится в педагогическом техникуме.

Надо отдать должное воспитателям, педагогам, которые опекали в то время подростка, направляли по жизни, давали не просто образование, а возможность развить его природные танцевальные и музыкальные способности. Параллельно с учебой в педагогическом Файзи Гаскаров как ученик посещает с 1925 года танцевальный ансамбль при Башкирском Театре драмы и учится в Башкирском техникуме искусств на музыкальном отделении. 

На крыльях души

Уже тогда подросток практически не пропускает ни одного сабантуя, куда его приглашают в качестве танцора. Оплата для Файзи не столько была важна, как то удовольствие, которое испытывал юноша от каждого танцевального движения. Это вызывало глубокое уважение даже у именитых танцовщиков.

Талант не остался не замеченным и режиссер Башкирского техникума искусств Муртазин-Иманский дает Гаскарову рекомендацию для поступления в хореографический техникум при Большом Театре СССР. Там Файзи Адгамович обучался с 1928 по 1932 годы в классе легендарного Игоря Александровича Моисеева.

И в дальнейшем И. А. Моисеев поддерживал самостоятельные начинания Гаскарова. Так, еще обучаясь классическому танцу В Ленинградском хореографическом училище, Файзи заведовал Башкирским отделением этого же училища, имея твердое намерение в дальнейшем создать в Башкирии ансамбль народного танца.

Игорь Александрович давал дельные советы, как и с чего начать, где черпать основы традиционного башкирского танца. По настоянию своего учителя и руководителя, Файзи Адгамович объездилмногочисленные  глухие населенные пункты своей родины с целью изучения быта и фольклора. Сам Гаскаров был убежден, что в танце живет душа народа.

Вот так, с верой в танец и в духовную связь с ним процветало творчество Файзи Адгамовича Гаскарова. Он вел очень насыщенную, разностороннюю жизнь, где личная жизнь уходила на задний план. Дочь Гульнара позже признается, что дома ни жена, ни дети не осознавали, какую великую миссию несет отец.

А он "парил на крыльях" своей души и жил танцем одновременно как танцор в ансамбле Моисеева, заведующий национальным отделением ЛХУ, преподаватель в Башкирском техникуме искусств, балетмейстер Башкирского Театра драмы и Республиканского русского драматического Театра. Гаскаров отвечал в то же время за качество набора в то же ЛХУ.

Как правило, всех, кого он привозил из Башкирии и рекомендовал для поступления в Ленинградское училище, оказывались принятыми. Он неутомимо не просто искал тех звездочек, а подготавливал основу будущего национального достояния своей республики. Да и само отделение при хореографическом было открыто благодаря его упорству и долгому хождению по государственным инстанциям.

Наследие гениального мастера

Все старания Файзи Адгамовича Гаскарова не прошли даром. Его соотечественники чтят память о гениальном танцоре и с полным правом считают его "отцом" башкирского балета. Имя гаскарова "гремело" в свое время на весь Союз, а среди профессионалов хореографии появилось выражение "гаскаровский стиль танца".

Это значит, что танец состоит не просто из нескольких элементов, а представляет собой связанный сюжет, включающий в себя элементы традиционных обрядов того народа, чья культура представляется. Гаскаровская "сюжетность", способность видеть танец по-особому была востребована и в балете.

Файзи вовремя понял, что если его детище - ансамбль народного танца будет исполнять только башкирский репертуар, то это быстро наскучит зрителю. Поэтому он ставил много танцев других народов и скоро выступления ансамбля стали востребованы в союзном масштабе. Но в планах было создание не просто фольклорного ансамбля, а национального балета.

Первая труппа Башкирского балета была сформирована в очень тяжелое время для страны - шел 1942 год. Но настоящему искусству не страшны любые испытания. Гаскаров вывозит своих подопечных для выступления перед солдатами. Он оставался на посту художественного руководителя вплоть до 1970 года.

Сегодня дело Файзи Адгамовича Гаскарова живет в этом ансамбле, носящем его имя. Однако современники и верные поклонники считают, что сегодня коллектив в чем-то проигрывает. Гаскаров сам был неординарной личностью и к нему как к магниту притягивались именно такие. Он воспитал целую плеяду знаменитых танцоров. 

Есть мнение близких ему людей, что вклад Файзи Гаскарова на родине недооценили. Но это всегда можно исправить и наверняка в скором времени появятся и улицы его имени и памятник великому творцу танца.