Шаг первый

Любые изменения в учредительных документах должны регистрироваться в налоговой инспекции. Каждый этап ликвидации отражается в ЕГРЮЛ, например, после подачи первого заявления в реестре появится отметка "в стадии ликвидации". Этот документ понадобится для подачи объявления в средства массовой информации.

Чтобы успешно пройти все этапы данной процедуры, необходимо правильно заполнять и вовремя подавать документы в регистрирующие органы. Перед началом лучше всего провести сверку по налогам со своей инспекцией, так как любой долг перед бюджетом может выступить причиной отказа в ликвидации. Справка о состоянии расчетов с бюджетом готовится около 10 дней, для ее получения достаточно обратиться с заявлением к инспектору. 

Любые действия, связанные с регистрацией компании, должны быть одобрены советом учредителей. Для этого проводятся собрания. Иногда в качестве учредителя выступает один человек, но это не значит, что собрание должно быть не проведено. В этом случае решение принимается единолично, соответственно, и протокол подписывается одним человеком. В том случае, если участников много, согласие на регистрацию изменений должны подписать все присутствующие на собрании.

Протокол собрания обязательно должен содержать следующую информацию: регистрационные данные компании, паспортные данные участников Общества. В протоколе также оговаривается состав ликвидационной комиссии, избирается ликвидатор, который будет заниматься данной процедурой.

В течение 3 дней после подписания участниками протокола ликвидатор должен направить в адрес ФНС заявление о принятом решении. Для регистрации ликвидации необходимо подать в ФНС уведомление по форме Р15001. Для регистрации изменений потребуется также решение участников Общества. Подпись на заявлении должны быть поставлена в присутствии нотариуса.

Следует заметить, что на последней странице заявления ФИО ликвидатора следует писать от руки, в противном случае инспекция может не принять заполненный документ и человеку придется заполнять новое заявление и снова оплачивать услуги нотариуса. В нотариальной конторе для подтверждения подписи потребуется протокол общего собрания, регистрационные документы, паспорт ликвидатора и, соответственно, само заявление.

Уведомление по форме Р15001 и протокол общего собрания можно самостоятельно предоставить в налоговую инспекцию, а можно отправить по почте с описью вложения. Во втором случае следует помнить, что если документы подаются посредством почты, то и получать ответ от регистрирующего органа придется через оператора почтовой сети.

Шаг второй

После внесения записи в реестр о том, что компания начала процедуру закрытия, ликвидатор должен опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» извещение о предстоящей ликвидации. Разместить объявление можно через специальную форму на официальном ресурсе журнала, а можно посредством представителей журнала, которые есть практически в каждом крупном городе. Самостоятельная подача заявления выходит дешевле. Заполнить форму несложно. На сайте после ввода всех регистрационных данных объявление сформируется автоматически.

Опубликовывать извещение о ликвидации необходимо для того, чтобы кредиторы могли до окончания процедуры предъявить свои требования. Согласно законодательству, ликвидатор должен в письменном виде уведомить своих контрагентов о сроке для предъявления требований. Этот срок не может быть меньше 2 месяцев со дня публикации объявления. В этот же период налоговая инспекция может провести выездную проверку компании, поэтому компания должна заранее подготовиться к взаимодействию с органами. После проверки и расчетов с кредиторами организация вправе закрыть расчетные счета в банках.

Шаг третий

По истечению 2 месяцев ликвидатор должен снова провести собрание, чтобы утвердить промежуточную отчетность. В этом случае баланс необходим для того, чтобы определить имущественное положение компании. Отчетность должна содержать информацию об имуществе ООО, уставном капитале. Кроме того, в отчетности должны присутствовать сведения о требованиях кредиторов.  

Промежуточный баланс должен быть предоставлен инспектору в одной папке с заявлением Р15001, причем оно должно быть заверено у нотариуса. В уведомлении о ликвидации в разделе 2 должна стоять галочка в пункте 2.4. Отчет может быть отправлен посредством электронного сервиса, а вот заявление придется предоставить лично, причем вместе с принятым балансом. В течении 5 дней налоговая инспекция на основании полученных документов вносит запись в ЕГРЮЛ.

Шаг четвертый

После того как компания погасит все задолженности перед бюджетом и своими контрагентами, можно приступать к заключительному шагу. На этом этапе составляется ликвидационный баланс, сдается вся отчетность, включая в ПФР и ФСС. В пенсионный фонд следует сдать такую же отчетность, что и за год. В графе, содержащей информацию о сотрудниках, следует поставить дату увольнения.

Бухгалтерская отчетность, предоставляемая в самом конце, должна быть утверждена советом учредителей. Инспекция принимает баланс в одной папке с заверенным нотариусом заявлением Р16001 и протоколом собрания. Кроме того, следует оплатить государству пошлину за внесение изменений (800 рублей). Если с документами все в порядке, в ближайшую неделю фирма будет ликвидирована.

Важные замечания

Если у организации имеются сотрудники, они должны за два месяца до начала ликвидации быть уведомлены о дальнейших манипуляциях с организацией в письменном виде. На практике чаще всего подобные документы оформляются в виде приказа. Все увольняемые сотрудники должны по итогу получить выходные пособия. Если не следовать данным рекомендациям, можно нарваться на нехилый штраф.

Если у фирмы имеются финансовые обязательства перед бюджетом, следует заблаговременно решить вопросы с налоговой.