Биография

Жизнь известного летчика началась 24 сентября 1932 года в селе Варваровка в Саратовской области. В 1949 году закончил обучение в специальной Горьковской школе ВВС. Его армейская деятельность началась с 1949 года. В 1952 году окончил одновременно два учебных заведения, обучающих специалистов авиации.

Свою карьеру летчика он продолжал вплоть до 1983 года. Жену похоронил еще в молодом возрасте, с тех пор про личную жизнь не распространялся, детей у него никогда не было. Умер известный авиатор 4 мая 2006 года в городе Жуковский. Его похоронили на Быковском кладбище в том же городе.

Авиационные достижения и истории

Карьеру летчика-испытателя Агапов начал в 1959 году, он поступил в специализированную школу. После ее окончания Сергей Тимофеевич попал к туполевцам. Вместе с ним перешел и Василий Борисов, который всегда был соперником Сергея. Они всегда были главными конкурентами друг друга, лично практически не общались, но летчиками были искусными. По словам Агапова, Борисову нужны были лишь деньги и слава, он слишком преувеличивал свои достижения.

Такое резкое высказывание Сергей Тимофеевич позволил себе не просто так. Он прекрасно знал, что его соперник узнает о данной фразе. Его отличительной чертой было рассказывать о других летчиках то, что он думает, без различных приукрашиваний. Другие же авиа-деятели нисколько не обижались на слова Агапова, более того продолжали высказываться о нем как о талантливом летчике с успешным будущим.

За десятки лет работы с различными летательными машинами через руки знаменитого летчика-испытателя прошли все возможные модели ОКБ. Агапов совместно с  Козловым и Бессоновым с самого начала работы в ОКБ Туполева  сделал главный акцент на испытаниях перехватчика Ту-28. Машину принимал Г.Т.Береговой, а сдавал военным Сергей Тимофеевич. Работа проходила во Владимировке. Там и произошел необычный случай, показывающий невероятную коммуникабельность и надежность Агапова как товарища.

Сергей человек невысокий, а Береговой выше среднего. Сначала летал первый, а затем второй. В один из дней после полета Агапова в кабину сел Береговой, стал закрывать колпак «фонаря», и тот ударил его по голове. К нему сразу же подбежал сотрудник по катапультным креслам и начал оправдываться: забыл убрать с кресла подушку Агапова. Береговой совершил глупый поступок и ударил специалиста по лицу, так как был эмоциональной нестабильным служивым. «Профсоюз» сразу ополчился против такого недостойного поступка, для агрессора это действие могло стать последним в его карьере, но его спас Сергей Тимофеевич.

Он начал переговоры, и наземное правительство согласилось оправдать виновного, но за ящик коньяка. Агапов, естественно, не отказал в таком подарке и принял участие в его «уничтожении» вместе с сотрудниками земного экипажа. Только позже, когда возникли проблемы с сердцем, Агапов уже перестал позволять себе даже рюмку водки.

У известного летчика-испытателя накопился огромный опыт полетов с большими углами атаки на военном самолете Ту-134. На данной машине Агапов выходил на столь большие углы атаки, что начинались вынужденные автоколебания всей конструкции, вызванные временным срывом турбулентного равновесия. Испытания, которые выполнил Сергей на Ту-134, исследуя большие углы атаки и штопорные режимы, профессионалы считают одними из самых сложных и опасных.

Сергей Тимофеевич рассказывал, что когда стартовала работа над самым мощным современным ракетоносцем Ту-160, он даже не надеялся поработать над ним. По его словам, чтобы довести этот самолет до совершенства, потребуется 20 или более лет, а Агапову на тот момент было 50. Сергея Тимофеевича попросили слетать вторым пилотом, чтобы опробовать данную модель. Он провел авиационную работу и сказал, что машина сделана качественно.

Рекорды и награды

Опытный летчик-испытатель установил на ТУ-144 14 рекордов мирового масштаба, он развил самую высокую скорость, высоту подъема и грузоподъемность. Самый первый рейс на этой машине выполнял Агапов, он был командиром экипажа, ему помогал летчик «Аэрофлота» Кузнецов. На счету Сергея более 6 медалей и наград. Он стал Героем советского союза, получил орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, медаль «За трудовую доблесть» и другие.

Мнение окружения Агапова о нем

По рассказам друзей Агапова, тот был очень умным, сообразительным человеком с математическим складом ума. Он всегда был надежным другом и великим летчиком-испытателем. Благодаря большому жизненному опыту и природной одаренности он управлял машиной так, как могли лишь немногие деятели авиации.

Про него говорили: «этот сможет полететь и на метле». Он был на удивление спокойным человеком, даже в самых нестабильных и напряженных ситуациях во время воздушных испытаний. На него ориентировались другие члены экипажа, им передавалась его хладнокровность, это помогало им находить решения в самые сложные и критические мгновения полета. Он никогда до конца не открывался окружающим его людям, не делился с ними своими проблемами и переживаниями. Вполне возможно, что это и послужило причиной его критических проблем с сердцем.