Детство и юность

Борис Анатольевич Константинов родился 24 декабря 1968 года в Иркутской области, в маленьком посёлке Жигалово, затерянном в тайге на берегу реки Лены. Иркутская область – широкое понятие: от Иркутска до Жигалово ехать 400 километров по бездорожью. Вот в таком далёком месте прошло детство будущего актёра и режиссёра. Мать вырастила Бориса и его братьев без отца, стараясь дать детям всё, что было в её силах. У неё был яркий художественный талант, и по ночам она часто рисовала море, побывать на тёплом берегу которого мечтала всю свою жизнь. Причём рисовала не только в альбоме, но даже и на стене.

В школьные годы Борис даже не помышлял о карьере артиста или режиссёра, тем более – кукольника: для жизни в сибирской деревне это было слишком экзотично и несерьёзно. Тем не менее, он начал посещать театральный кружок в местном Доме культуры «Современник», участвовать в спектаклях и постепенно задумываться о выборе профессии. Завершив среднее образование, молодой человек поехал в Бурятию, в город Улан-Удэ, где поступил на факультет режиссёров драматического театра Восточно-Сибирской академии культуры и искусства.

 

Профессиональное становление

При поступлении в академию Константинову пришлось пойти на авантюру. Дело в том, что он закончил школу с плохими отметками, средний бал оказался непроходным, но на вступительном экзамене по актёрскому мастерству он произвёл впечатление на преподавателя академии Туяну Баяртоевну Бадагаеву. Она сказала юноше, что если он всё-таки сможет каким-то образом поступить, то она возьмёт его на свой курс. И тогда Константинов поехал в колхоз Дальняя Закора – ещё дальше и глуше, чем Жигалово, и получил там целевое направление в академию с условием, что по окончании он вернётся в этот колхоз и создаст там народный театр. Конечно, никуда Борис не вернулся, за что и по сей день испытывает угрызения совести.

Окончив Восточно-Сибирскую академию и отслужив в армии, Борис Константинов вернулся в Улан-Удэ, где как раз в этот период его бывшую преподавательницу Туяну Бадагаеву пригласили на должность главного режиссёра в театр кукол «Ульгэр». Константинов стал актёром этого театра, затем попробовал себя в качестве режиссёра. И постепенно проникся идей театра кукол, осознал, сколько в нём символичного, метафоричного, древнего, и, в то же время, – непознанного. Появилось желание основательно освоить профессию режиссёра-кукольника, и, проработав три года в «Ульгэр», молодой человек отправился в Санкт-Петербург, чтобы получить образование по специальности «Режиссёр театра кукол» в СПГАТИ – Санкт-Петербургской академии театрального искусства (бывший ЛГИТМИК, а ныне – РГИСИ). Курс, где учился Константинов, вёл Николай Петрович Наумов, педагог и режиссёр, к которому Борис относится с огромным уважением, называет его мастером. Наумов вложил в сознание своего ученика творческое кредо, на которое он ориентируется всю свою жизнь: «В куклах можно всё. А надо ли?». Именно тогда Константинов осознал, что театр кукол – это театр не только для детей, он может быть серьёзным и философским театром и для взрослой аудитории. В своей работе он часто сталкивался с поверхностным отношением к кукольному театру, а к профессии актёра-кукольника – как к более лёгкой, а порой даже и второсортной, и всем своим творчеством старался доказать, что это не так.

 

Начало режиссёрской деятельности

В 1998 году Борис Константинов закончил СПГАТИ. Ещё будучи студентом он ставил кукольные спектакли, которые были представлены на различных фестивалях театров кукол в Польше (во Вроцлаве), Бейруте, а также в Питере (фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга – детям»). Начинающий режиссёр продолжал учиться и впитывать профессиональный опыт и навыки уже состоявшихся зарубежных и отечественных режиссёров театра кукол – Сергея Столярова, Резо Габриадзе, Евгения Деммени и других. Но главным кумиром для Константинова был и остаётся Сергей Образцов.

Некоторое время Борис Константинов работал как актёр Театра марионеток в Германии, изучал данный вид кукол. Далее вернулся в Россию и вместе со своими друзьями-единомышленниками создал маленький камерный театр-студию кукол «Karlsson Haus», с уютной домашней обстановкой, комфортной как для детей, так и для взрослых. Постепенно известность режиссёра Бориса Константинова росла, и его стали приглашать ставить спектакли в театрах кукол по всей стране – в Вологде, на Сахалине, в Карелии, в Архангельске… Борис Анатольевич даже называл себя тогда «путешествующим режиссёром».

Его вклад в развитие театра кукол был оценен наградами «Золотая маска» (национальная театральная премия – за спектакли «Кармен», «Снеговик», «Ленинградка», «Турандот»), «Золотой софит» (высшая Санкт-Петербургская театральная премия – за спектакли «Волшебное пёрышко», «Ленинградка») и многими другими наградами и премиями. Константинов также состоял в жюри «Золотой маски». В 2016 году режиссёр Андрей Кончаловский пригласил Бориса Константинова в качестве консультанта кукольных сцен на постановку рок-оперы «Преступление и наказание» на музыку Э.Артемьева.

Театрально-общественная деятельность

Борис Анатольевич Константинов занимается не только режиссёрской, но и различной театрально-общественной деятельностью. Так, в 2014 году он стал Главным редактором журнала «Театр чудес», посвящённому куклам и людям. С 2016 года Борис Анатольевич Константинов являлся режиссёром-постановщиком нескольких международных летних театральных школ Союза театральных деятелей России под руководством Александра Калягина. В этом же году Константинова избрали президентом молодёжной комиссии при исполнительном комитете международного союза кукольников UNIMA. Уже много лет Борис Константинов является одним из организаторов международного фестиваля театров кукол «Образцов-фест».

Театр кукол имени Образцова

Самое значительное событие в биографии Константинова произошло в 2013 году: Борис Анатольевич был назначен главным режиссёром знаменитого Государственного академического центрального театра кукол имени Сергея Образцова в Москве. Он не сразу согласился возглавить театр – не был уверен в своих силах. Продолжая и развивая традиции, заложенные основателем театра, Константинов привнёс и своё собственное видение данного вида театрального искусства. Его театр – это место, где и ребёнок, и взрослый будет не только отдыхать и развлекаться, но и получит пищу для размышлений, задумается о вечных проблемах и вопросах бытия. Кроме сказочных детских, в репертуаре театра есть совершенно не развлекательные спектакли – например, «Ленинградка», посвящённый событиям Великой Отечественной войны. Или «Тишина. Посвящение Эдит Пиаф» – о сложной судьбе знаменитой французской певицы. В спектаклях театра появление на сцене кукол и артистов является равнозначным – режиссёр воспринимает актёра как единое целое с куклой, а не просто как человека, управляющего куклой.

Главный режиссёр очень тщательно относится не только к подбору репертуара, но и к формированию актёрского состава: коллектив Театра кукол имени Образцова – это единая дружная семья, где все действуют слаженно и одухотворённо. Став во главе театра, Константинов пообещал актёрам, что их совместная работа будет «смелой, лёгкой и весёлой», хотя трудиться им приходится порой сутки напролёт с полной самоотдачей. В 2019 году Борису Константинову было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств России.

Педагогическая деятельность

Преподавать Константинов начал, ещё живя в Санкт-Петербурге – в Российском институте сценических искусств. Какое-то время он работал во Франции – в городе Шарлевиль-Мезьер, в Национальной школе кукольного искусства. Отсюда он почерпнул основные принципы подготовки кукольника как универсального профессионала: артиста, режиссёра и мастера по изготовлению кукол в одном лице. Именно такой принцип подготовки специалистов Константинов использовал в дальнейшем в своей мастерской, в которой обучаются будущие режиссёры и художники-постановщики театра кукол. Эту мастерскую Борис Анатольевич создал в 2017 году на факультете сценографии РАТИ (ГИТИСа) вместе со своим другом – Виктором Петровичем Антоновым, театральным художником-постановщиком, сценографом, мастером кукол, многократным лауреатом «Золотой маски», с которым работал ещё в Санкт-Петербурге. Мастерская Константинова-Антонова пользуется большой популярностью у абитуриентов вуза.

Личная жизнь

О личной жизни Бориса Константинова неизвестно практически ничего. Создаётся впечатление, что вся его жизнь сконцентрирована в театре – он там и днём, и ночью, иногда на гастролях или со студентами в мастерской.

В одном из интервью Борис обмолвился, что первая любовь у него случилась, когда он играл в театре «Ульгэр» в Улан-Удэ. В другом интервью он, вспоминая о работе над спектаклем «Кармен», говорит, что тема любви тогда была для него актуальна. Константинов носит кольцо на левой руке. Есть ли у него семья (жена, дети) – неизвестно.