Детство

Судья Роберт Кольер жил в Лондоне. Он носил титул барона Моксуэлла и был очень богат. У этого человека были две страсти: живопись и жена. Первая позволила ему стать членом Королевского общества британских художников, а вторая в 1850 г. подарила сына, которого назвали Джоном.

Лондон

Джон Кольер родился в Лондоне

Состоятельный и просвещенный отец поощрял мальчика, когда он увлекся рисованием. Ребенку давали всестороннее образование, он имел доступ к богатой домашней библиотеке. Родители не планировали за него его будущее и стремились дать ему такой багаж знаний, чтобы любая профессия была Джону по плечу. В подростковом возрасте он был направлен на учебу в колледж, а потом продолжил обучение в Германии, чтобы лучше освоить иностранные языки.

Юность

Кольер-младший сам выбрал высшее учебное заведение, в которое хотело поступить, это был знаменитый Гейдельбергский университет. Студент планировал реализовать себя в дипломатии. Помимо посещения лекций, юноша продолжал упражняться в живописи. Время изменить все настало в 1875 г.

Гейдельбергский университет

Гейдельбергский университет в Германии

Двадцатипятилетний парень отправился в Мюнхен, чтобы заниматься в местной академии художеств. Получив диплом, наш герой понял, что освоил лишь азы искусства, ему хотелось большего. Джон Колье вернулся в Англию, где перенимал опыт у Эдварда Пойнтера, а затем поехал в Париж, чтобы учиться у Жан-Поля Лорана. Домашние были в восторге от того, что их Джонни решил сделать карьеру живописца. Отец одобрял выбор сына наставников - это были уважаемые мастера.

Прерафаэлит

Вернувшись домой, Джон Кольер быстро перезнакомился с ведущими живописцами Англии. Сильное впечатление на него произвел Джон Эверетт Милле. Этот господин стоял у истоков такого движения в искусстве как прерафаэлиты. Эти новаторы предлагали обратиться к старинным мифам и сказаниям, но передавать образы в оригинальной манере. Любопытно, что их революционное творчество не встретило никакого осуждения в обществе, оно быстро завоевало популярность и любовь народа, и представителей власти.

В Арденском лесу (1892). Художник Джон Кольер

В Арденском лесу (1892). Художник Джон Кольер

На тот момент, когда Кольер делал первые шаги в живописи, Милле отрекся от идеалов прерафаэлитов. Это не мешало его юному почитателю повторять не только некоторые его приемы, но и попытаться обустроить мастерскую так, чтобы она напоминала кабинет его кумира. И все-таки сюжеты и стиль Джона были оригинальны. Это оценили его коллеги, и вскоре он стал членом Королевской организации британских художников.

Леди Годива (1898). Художник Джон Кольер

Леди Годива (1898). Художник Джон Кольер

Первый брак

В кругах просвещенной аристократии, где вращался Кольер, судьба свела его с Томасом Генри Гексли. Тот был зоологом и сторонником теории эволюции. В научных спорах он был так свиреп, что получил прозвище "бульдог Дарвина". Семья у этого человека тоже была необычная - дочери профессионально занимались живописью. Джону приглянулась старшая из талантливых сестер Марион. В 1879 г. они стали мужем и женой.

Портрет Марион Гексли-Кольер (1883). Художник Джон Кольер

Портрет Марион Гексли-Кольер (1883). Художник Джон Кольер

Личная жизнь художника вдохновляла его. Сильные и независимые героини на картинах напоминали его благоверную. После появление на свет дочери Джойс, Марион заболела. Несчастный супруг уговорил ее бросить все и немедленно ехать в Париж лечиться. Женщина так и сделала, но ее ослабленный организм не выдержал дороги. Прибыв в столицу Франции в 1887 г. она скончалась от пневмонии. Джойс, когда вырастет и узнает биографию своей матери, сама станет живописцем.

Только вперед

Остаться вдовцом с младенцем на руках - не лучшая перспектива для художника. Кольер решил задействовать запасную Гексли - жениться на младшей сестре покойной Марион Этель. Отец семейства был не против такого союза, но, согласно английским законам того времени, подобная "свадьба близких родственников" запрещалась. Джон и Этель выехали в Норвегию и вернулись с документом о браке.

Полотна Кольера, на которых преобладали героические и мифологические сюжеты, были очень популярны среди британской знати. Ряд важных персон заказали живописцу свои портреты. Когда в 1901 г. после кончины королевы Виктории на престол взошел Эдуард VII, для нашего героя начались золотые времена. В отличие от консервативной предшественницы молодой монарх не стеснялся выражать свой восторг весьма смелыми работами Джона Кольера, который к тому времени стал вице-президентом Королевской академии художеств.

Май Гвиневры (1900). Художник Джон Кольер

Май Гвиневры (1900). Художник Джон Кольер

Последние годы жизни

К старости, как правило, человек ищет покоя. Это утверждение было ошибочно по отношению к Джону Кольеру. Наш герой и в преклонных годах умел шокировать публику. Так ряд его полотен во время Первой мировой войны критиковались моралистами за излишнюю натуралистичность. Влюбленный в английскую романтику автор картин придерживался прогрессивных взглядов.

Умер Джон Кольер в апреле 1934 г. Его вклад в популяризацию английской культуры несомненен. Еще при жизни художника репродукции его картин распространялись на фотокарточках. Сегодня они известны всем.