Представители каждой профессии любят приписывать своему делу некий облагораживающий душу эффект. Авиация всегда была овеяна легендами, и пилоты принято представлять человеком без страха и упрека. Однако управлять крылатой машиной может научиться и совершенно аморальный тип.

Детство

Семья Стояна проживала в селе Галата около Варны. Глава семейства Илия служил в армии, его жалования вполне хватало, чтобы недурно обеспечить жену и детишек. С последним у супругов все было прекрасно - в марте 1913 г. на свет появился мальчик, которому дали имя Стоян. Это был пятый наследник бравого солдата. Увидеть новорожденного отец так и не смог - Болгария начала очередную кампанию против турок, и он погиб за пару месяцев до рождения наследника.

На нож (1912). Художник Ярослав Вешин

На нож (1912). Художник Ярослав Вешин

Сын героя получил право учиться в школе для военных сирот в Варне. Своего родителя он не помнил, но учителя много рассказывали о подвигах болгарских бойцов. За кулисами красивой патриотической пропаганды мальчишка наблюдал безрадостное существование самых близких людей. Его мать, братья и сестры голодали, он сам помогал им, продавая газеты на улицах города.

Юность

Прилежный ученик был отмечен преподавателями. В 1930 г. Стояна направили продолжать образование в семинарию Софию. Подросток был не в восторге от того, какую профессию ему выбрали. Армия казалась куда привлекательнее церкви. Спустя 4 года ошибку взрослых удалось исправить. Получив диплом, наш герой поступил в Высшую армейскую школу для офицеров.

Окончив это учебное заведение, Стоян начал службу в кавалерии. Красивый мундир и участие в праздничных шествиях по столице для многих его сверстников являлись пределом мечтаний, но этому амбициозному юноше этого было мало. Он хотел сделать головокружительную карьеру и разбогатеть. Самым элитным родом войск тогда считалась авиация, потому Стоянов продолжил обучение в Военной авиационной академии, которую закончил в 1938 г.

Соблазны

Молодого летчика отобрали в число офицеров, которых болгарское правительство направляло на стажировку в Германию. Поручик Стоянов и еще шестеро болгарских пилотов прибыли в Вернойхен, чтобы обучаться в местной авиационной школе. Техника, которую они там увидели, потрясла их.

Стоян Стоянов

Поручик Стоянов у истребителя Bf.109G-6 немецкого производства

Здесь было на что посмотреть, помимо новых машин. Стоян сравнивал индустриальную Германию со своей Родиной и находил последнюю убогой. Нравилась ему знаменитая немецкая дисциплина, нравилась идея существования породы сверхлюдей, которым позволено все. Себя парень, конечно же, считал тем, кто будет вершить судьбы неугодных народов, летая над ними на предоставленном цивилизованными немцами самолете.

На Родине

В 1939 г. командировка закончилась. Авиатор был вынужден вернуться в неприглядную болгарскую действительность. Он получил должность инструктора в школе летчиков-истребителей, которая дислоцировалась у городка Карлово. Единственное, что радовало - привезенные из-за рубежа замашки и вещички позволяли качественно отличаться от местного сброда и производить неизгладимое впечатление на слабый пол.

Город Карлово в Болгарии

Город Карлово в Болгарии, где служил Стоян Стоянов

Во время одной из прогулок по городу Стоянов познакомился с красавицей Миной. Ей было всего лишь 18 лет, но она уже понимала, что личную жизнь нужно выстраивать, руководствуясь прагматичными интересами. Состоятельный военный был лучшим вариантом из того разнообразия женихов, которых ей могла предоставить провинция. В 1940 г.состоялась свадьба. Какие идеи исповедует муж, Мину интересовало куда меньше того, какое у него жалование.

Война

Стоянов с воодушевлением воспринял союз Болгарии и гитлеровской Германии в марте 1941 г. Он сам стал пилотом Люфтваффе и гордился этим. Стоян Илиев был не против внести свой вклад в победу Третьего Рейха над государствами населенными недолчеловеками, но командование не спешило отправлять его на фронт. Вплоть до 1943 г. поручик колесил по аэродромам своей Родины, не участвуя в реальных сражениях.

Стоян Стоянов

Стоян Стоянов награжденный Железным крестом II класса

Первое боевое задание летчик получил, когда был назначен командиром 682-й эскадрильи 6-го истребительного полка, который защищал небо над нефтяными месторождениями Румынии. Свою работу Стоянов выполнял исправно - ему удалось сбить 5 бомбардировщиков противника, дав нацистам возможность бесперебойно снабжать горючим свои танки, утюжившие земли около Курска. Правда, Красная армия нивелировала все старания несчастного Стояна.

Ползком

В августе 1944 г. ситуация на фронте была такова, что официальная София заявила о своем нейтралитете. Вскоре она и вовсе присоединилась к антигитлеровской коалиции. Стоянов еще недавно превозносился как самый результативный пилот-болгарин Люфтваффе. Ему могли припомнить творчество в небе над Плоешти. Защитить этого персонажа взялись местные власти - Стоянов превратился в капитана Болгарской армии, а к 1945 г. дослужился до звания майора.

Мемуары Стоянова

Болгарский ас Люфтваффе издал свои мемуары

У новых хозяев тоже были хорошие самолеты и высокие зарплаты для пилотов, однако Стоянову они не доверяли. В 1956 г. инструктора летной школы с сомнительной репутацией отправили в отставку. Взлет бывшего аса Люфтваффе пришелся на 1992 г. Биография слуги двух господ приглянулась антисоветчикам во властных кабинетах. Его сделали генерал-майором авиации и начали прославлять. Последний год жизни проныра провел в Карлово, где скончался в 1997 г.