Биография. Детство и юность

Александр Борисович (Борухович) Титель (ударение в фамилии ставится на второй слог) родился 30 ноября 1949 года в узбекском городе Ташкент, здесь же прошли его детские и юношеские годы. Невероятно интересна история семьи Александра Тителя: его родители – родом из Одессы: отец Борис Титель был известным скрипачом, учеником знаменитого Петра Столярского, а мама работала врачом-фтизиатром. Их свадьба состоялась в день начала Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года.

Фашисты уже бомбили Одессу, началась срочная эвакуация; семья Титель должна была покинуть город на пароходе, но, по счастью, они опоздали к его отправлению – пароход был уничтожен вражеской авиацией при выходе из порта. Позднее супруги уехали из Одессы на поезде, причём в пути на какой-то станции пересеклись с эшелоном, в котором ехала в эвакуацию Ленинградская консерватория, и ректор Павел Серебряков, знакомый с Борисом Тителем, предложил ехать с ними в Ташкент. Так будущие родители Александра Тителя оказались в Узбекистане. Вскоре Борис Титель отказался от брони и ушёл добровольцем на фронт, где со временем даже организовал свой ансамбль.

Сын Александр появился в семье Титель уже в послевоенные годы. Он прекрасно учился, занимался в музыкальной школе по классу скрипки, но однажды это ему надоело, и он бросил музыкальные занятия, предпочтя игру в футбол. Кроме того, уже в детские годы его увлекло искусство театра: сначала он просто посещал все оперные и балетные спектакли, потом стал участником миманса – театральной массовки: носил хоругви в опере «Борис Годунов», вместе с другими подростками обмазывался краской и изображал эфиопского пленника в опере «Аида», а в опере «Кармен» даже был участником детского хора. За работу в мимансе Титель зарабатывал деньги, которых, по его словам, хватало на мороженое и походы с девочками в кино.

После 8-го класса Александр решил перевестись в физико-математическую школу – его очень привлекали точные науки, он не раз становился победителем различных олимпиад. Закончив школу с отличием, он стал студентом энергетического факультета Ташкенского политехнического института, который окончил в 1972 году по специальности «инженер-электромеханик». Однако в студенческие годы Тителя больше интересовала не учёба, а игра в КВН, в СТЭМ и в театре. Слушая очередную оперу, юноша чувствовал, что музыкальное исполнение часто бывает гораздо сильнее постановочной части спектакля. А прочитав книгу Михаила Чудновского «Режиссер ставит оперу» о знаменитом главном режиссёре Большого театра Борисе Покровском, он окончательно осознал, чем хотел бы заниматься в жизни: оперной режиссурой. Бросив всё, Александр Титель поехал в Москву – поступать в ГИТИС.

 

Творчество и театральная карьера

С первого раза Александр Титель в ГИТИС не поступил и вернулся в Ташкент, целый год работал в оперной студии Ташкентской консерватории в должности помощника режиссёра, а также руководил театральным кружком. В следующем году молодой человек всё-таки попал на режиссёрский факультет ГИТИСа, на курс выдающегося режиссёра и педагога Льва Дмитриевича Михайлова.

В 1980 году Титель окончил театральный институт и, по совету и рекомендации Михайлова, уехал в Свердловск, став Главным режиссёром Театра оперы и балета. Здесь он проработал целых 11 лет, поставив множество оперных спектаклей и совершив поистине революционный прорыв в оперной режиссуре. Главным творческим принципом Тителя стала простота и даже некоторая символическая примитивность декораций при тщательной проработке и детализации актёрской игры, внесение элементов современной жизни в оперные сюжеты, созданные много лет назад. Кроме Тителя, в Свердловском театре подобралась молодая новаторская команда творческих людей: дирижер Евгений Бражник, художники Эрнст Гейдебрехт и Юрий Устинов. Каждый спектакль становился ярким событием театральной жизни не только города, но и всей страны. Первым спектаклем, который Титель поставил в Свердловске, была опера «Севильский цирюльник» Россини, затем последовали «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Катерина Измайлова» Шостаковича и другие спектакли. Театр выезжал на гастроли в Москву и другие города СССР, кроме того, Александр Титель сотрудничал с Большим театром в Москве – например, в 1986 году ставил там оперу Римского-Корсакова «Ночь перед рождеством».

А в 1991 году Александр Титель был приглашён в Московский академический театр имени Станиславского и Немировича-Данченко и назначен главным режиссёром и художественным руководителем его оперной труппы. Этому назначению предшествовал конфликт между главным дирижёром театра Евгением Владимировичем Колобовым и артистами оперной труппы. Колобов ушёл, забрав с собой некоторых солистов, оркестр и хор, и создал театр «Новая опера». Оставшиеся музыканты театра Станиславского и Немировича-Данченко обратились к Тителю с просьбой возглавить оперную труппу, и режиссёр с гордостью и радостью согласился. Титель очень тепло относился к этому театру – хотя бы потому, что в нём 20 лет проработал его наставник по ГИТИСу Л.Михайлов.

Многое пришлось восстанавливать практически с нуля – формировать хор, оркестр, подбирать солистов. И это стало большой заслугой Тителя, а также его коллег и единомышленников – директора Владимира Урина, художника Владимира Арефьева: через три месяца после «раскола» театра на его сцене уже шли спектакли – сначала под фонограмму, затем в сопровождении вновь созданного оркестра.

Поначалу Александр Титель ставил оперы по-старому, не меня режиссуры и декораций – ему важно было присмотреться к артистам, понять, что можно извлечь из таланта каждого из них. И только через полтора года он поставил оперу Глинки «Руслан и Людмила». За годы руководства театром, а это уже почти 30 лет, Тителем было поставлено 23 спектакля – золотая оперная классика: «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Травиата» Верди, «Кармен» Бизе, оперетта «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Война и мир» Прокофьева и многие другие. Каждый спектакль буквально наполнен современными творческими находками и экспериментами, что порождает у зрителей и театральных критиков как восхищение, так и неприятие. Но в любом случае – интерес к спектаклям, поставленным Александром Тителем, невероятно высок. Оперная труппа часто выезжает на гастроли как по России, так и в зарубежные страны. За эти годы театр пережил два пожара, но неизменно восстанавливался и возрождался.

Александр Титель успевает также сотрудничать с другими театрами – он ставил спектакли в Большом, в Екатеринбургском театрах, а также на оперных сценах за рубежом (в Турции, Германии, Франции). Всего он поставил около 50-ти опер. Его постановкам четыре раза присуждалась Национальная театральная премия «Золотая маска» – в 1997, 2007, 2010 и 2016 годах, номинация «лучшая работа режиссёра». В 1991-м Тителю было присвоено звание Заслуженного деятеля РСФСР, а в 1999-м – Народного артиста России. Совсем недавно, в апреле 2019 года, Александр Титель был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени – так государство оценило его «вклад в развитие отечественной культуры и искусства».

 

Педагогическая деятельность

Кроме работы в театре, Александр Титель также преподаёт актёрское мастерство и режиссуру в ГИТИСе (РАТИ). В сотрудничестве с Игорем Ясуловичем, известным актёром и режиссёром, Титель создал в вузе на факультете музыкального театра творческую мастерскую, где талантливая молодёжь не только обучается у именитых мастеров, но и участвует в полноценных постановках опер – таких, например, как «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» Моцарта. Эти оперы периодически включаются в репертуар театра Станиславского и Немировича-Данченко.

 

Личная жизнь

О личной жизни Александра Тителя известно крайне мало – в интервью режиссёр охотно рассказывает о своём детстве, карьере и творчестве, но ничего не говорит о семье. Он женат, жену зовут Галина. Причём женился Титель ещё на заре своей театрально-режиссёрской карьеры, и именно Галина поддержала желание мужа бросить физику и стать режиссёром. У супругов есть сын Евгений, который повторил карьеру отца наоборот: в детстве он хорошо пел, участвовал в некоторых спектаклях своего отца, учился в музыкальной школе и в Музыкальном училище при Московской консерватории, воплощая в жизнь мечту матери о том, чтобы сын стал симфоническим дирижёром. Но в какой-то момент бросил занятия музыкой и поступил в Высшую школу экономики. Сегодня Евгений Титель строит карьеру, далёкую от музыки и театра – он менеджер по маркетингу.