Наверное, таким и должен быть настоящий философ. Тем более такой, который подробно изучал буддизм и другие восточные мировоззрения и учения.

Биография

Родился Александр Моисеевич в 1929 году в Москве, в интеллигентной еврейской семье. Уже в те годы его отец часто ездил в заграничные командировки и на стажировку в Англию и Германию по своей специальности – сталелитейному делу. Сыну Пятигорские дали хорошее образование, сами занимались с ним дома. Кроме этого, Саша в детстве много читал, был разносторонне развит.

Когда ему исполнилось 12 лет, началась война, и вместе с семьей мальчик переехал в Нижний Тагил, где он работал на заводе наравне со взрослыми.

После войны они вернулись в Москву, Александр окончил школу и поступил в МГУ на филфак. После ВУЗа его направили преподавателем в одну из сталинградских школ, где он проработал несколько лет.

Почти сразу после окончания учительской карьеры Пятигорский пришел на работу в Институт востоковедения АН СССР, где в то время работал знаменитый Юрий Николаевич Рерих.

Это был период становления молодого ученого Пятигорского, и Рерих оказал на него в тот период очень сильное влияние. В своем интервью Александр Моисеевич говорил, что масштаб личности гениального ученого они тогда еще не могли охватить. Элитность его мышления только начинали осознавать.

Именно в то время Пятигорский начал понимать, что значит разный подход к науке, к культуре, к философии. На примере буддизма он говорил так: «Есть реальное отношение к философии буддизма, есть вульгарное, а есть идеологическое». И восприятие его точно такое же. У Рериха было реальное восприятие буддизма и других восточных учений, и этим он очень помог своим ученикам, передавая им свое миропонимание и мировоззрение.

Видимо, тогда и зародился у Пятигорского интерес к другим странам, к иным языкам. После Москвы он поработал в Тарту, а затем эмигрировал в ФРГ. Чуть позже он перебрался в Лондон.

Однако еще в СССР он начал писать и издавать свои книги и статьи. Он был человеком активным и неравнодушным, поэтому участвовал в протестах диссидентов. Среди его друзей были такие люди, как Гинзбург, Синявский, Даниэль.

Однако никаких посягательств на свободу со стороны властей он не замечал, о чем писал позже уже из-за границы. Он уехал только потому, что хотел жить свободно – там, где он хочет. И ему очень хотелось пожить в разных странах. Ко времени эмиграции Александру Моисеевичу было уже за сорок, и хотелось быстрее испытать тот вкус свободы, который был за границей.

Эмиграция

В Англии он преподавал, участвовал в радиопередачах и телешоу, а также много писал. Лучшими книгами Пятигорского считают книги разных жанров: «Что такое политическая философия», «Мышление и наблюдение», «Философия одного переулка. Древний Человек в Городе (сборник)», «Введение в изучение буддийской философии», «Рассказы и сны», «Символ и сознание» и другие.

Пятигорский был полиглот: он хорошо знал несколько иностранных языков, в том числе санскрит и некоторые наречия Тибета. Поэтому ему доверяли переводить буддистские и индуистские священные тексты. В Лондонском университете он получил звание профессора.

Когда в РФ началась перестройка, Пятигорский часто приезжал на родину. И даже получил премию Института философии РАН за роман «Вспомнишь странного человека». Ему даже предлагали сниматься в кино, так что профессию актера он тоже освоил: снялся в фильмах «Охота на бабочек», «Шантрапа», «Чистый воздух твоей свободы», «Философ сбежал».

Из всех занятий Пятигорский особенно любил путешествия, а путешествовать больше всего любил в Индию. Поэтому многие свои лекции в университете он посвящал Индии, ее культуре и философии. Он пытался передать своим студентам понимание того, что наука и буддизм настолько близки, что трудно представить современному материальному человеку.

Он пытался привнести в их сознание тот масштаб мышления и ту элитность культуры, которые в свое время ему передавал Юрий Рерих.

Философию, как ее понимали на Западе, Пятигорский не слишком охотно относил к полноценной науке. Он говорил, что без физики и математики человечество бы вряд ли развивалось, а вот без философии – вполне,

Ученый Пятигорский оставил большое научное наследие, которое еще предстоит изучить философам, семиотикам и просто любознательным людям. Главное, что он хотел донести до всех, кто его слышал – каждый должен иметь собственную философию. Без этого никакая другая философия пользы не принесет.

Личная жизнь

Пятигорский до преклонных лет был привлекательным, обаятельным, харизматичным человеком. Наверное поэтому его так любили женщины.

Первый раз он женился, когда жил еще в СССР. Там же развелся и женился во второй раз. А когда перебрался в ФРГ, забрал с собой сына от первого брака, сына от второго брака и вторую жену. Потом он женился еще раз, и всех жен и детей одинаково любил и привечал.

Он пригласил в Лондон родителей, и все зажили одной дружной семьей. Его родители умерли в Лондоне, немного не дожив до ста лет – такой был крепкий у них род. Сам Пятигорский скончался в Лондоне в возрасте восьмидесяти лет.