Эта женщина жила в тревожном и трагичном для нашей страны тринадцатом веке. И все трудности, выпавшие в те времена на долю народа, она испытала сполна.

Биография

Родилась Мария в 1212 году в семье черниговского князя Михаила Всеволодовича. Это был авторитетный и могущественный человек: кроме города Чернигова он управлял еще и Киевом. В то время на русские земли напали полчища Батыя, и каждый князь был под прицелом татарской стрелы, каждый ходил по острию ножа и зависел от ханской милости или немилости.

Род князей черниговских был знатным: бабушка Марии по матери была дочкой польского короля, а фамилии отцовских предков до сих пор знают и чтят на Руси: Долгоруковы, Волконские, Оболенские, Репнины, Горчаковы и другие.

В семье Михаила Всеволодовича было шестеро детей: пять сыновей и дочь Мария. Все отпрыски знатного рода получили самое лучшее образование, любили читать и слыли грамотеями. В том числе и Мария, хотя женщинам в то время не пристало быть наравне с мужчинами. Однако, видимо, княжеская кровь не различает людей по половому признаку, поэтому Мария была одной из самых грамотных в семье.

В то время люди взрослели быстрее, чем в наши дни, и уже в пятнадцать лет Марию сосватали – ее женихом стал князь Василько Константинович Ростовский. Он также происходил из знатного семейства Владимирского князя Константина Всеволодовича, а его дедом был сам Владимир Мономах.

Семейная и личная жизнь Марии в браке с мудрым и честным князем Ростовским складывалась как нельзя лучше: муж любил и уважал молодую жену, всегда учитывал ее мнение по своим княжеским делам. Вот где пригодились начитанность и мудрость юной княгини.

В их семье родились два сына, их нарекли Борисом и Глебом. В планах супругов была дальнейшая совместная жизнь, увеличение семейства и совместное княжение, однако беда пришла на порог их дома вместе с татарским игом.

Беда не приходит одна

Русские князья встали на защиту Руси, но все еще были разъединены, поэтому русские города один за другим занимали татарские войска. Они шли на рязанские земли, московские и коломенские, на очереди был Владимир. И аппетиты захватчиков все не уменьшались – они шли по русской земле, как саранча по урожайному полю, сметая все на своем пути.

Князь Владимира Юрий Всеволодович решился дать отпор врагу и призвал к себе Василько Ростовского. Тот был смелым и отчаянным воином и мог вдохновить людей на битву. Однако ни храбрость, ни сила не помогли: в битве на реке Сить Василько попал в плен к татарам.

Предводитель войска приказал князю отойти от православной веры и стать мусульманином, однако гордый Василько отказался. Ордынцы казнили его в Шеренском лесу в 1238 году.

Позже его канонизировали по православному закону и чтили как мученика за веру. А Мария в двадцать пять лет осталась вдовой с двумя малыми ребятами на руках во главе ростовского княжества.

Она правила твердой рукой, но мудро и справедливо. Княжеская власть давала многие права, однако ко многому и обязывала. И снова Марии помогала ее грамотность и мудрость, которую она черпала из книг. А также сила воли и веры, которую привили ей в семье.

Именно ее заслуга была в том, что в год гибели ее мужа на ростовской земле появился Княгинин монастырь, где велась летопись тех времен. Поэтому Марию Ростовскую часто называют «летописицей земли русской». До сих пор эти рукописные источники считаются самыми ценными историческими сведениями, ведь в то время во многих городах летописи не велись. Города были разорены татарами, писцы были убиты или бежали в другие земли. В те горькие времена только в монастыре и были более-менее грамотные люди, кто мог внятно описать то, что происходило на Руси. Княгинин монастырь, построенный по указу Марии Ростовской, стал тем местом, где летописи велись беспрерывно.

Одно в жизни Марии было незыблемо – помощь отца, князя Черниговского. Но однажды и ему пришел черед ехать на поклон в Орду. Таковы были правила, и ослушаться было нельзя. Но кроме податей и подчинения местный татарский князек потребовал от Михаила Всеволодовича поклонению ордынским идолам, что означало отречение от православной веры. Гордый князь ответил отказом на этот оскорбительный приказ. Он стоял перед горящими кострами и молился богу – своему богу, а не чужеродным.

За такое дерзкое поведение и непокорность Михаила Всеволодовича казнили прямо в татарской резиденции. Мария Михайловна второй раз стала сиротой, лишившись отца. Его также возвели в сан святых великомучеников, и княгиня верила, что теперь на небесах у нее два заступника – Василько и отец. Это помогало быть твердой и смелой.

Княжение

Мария оказалась сильным правителем ростовских земель. Она успевала управлять своим землями и воспитывать сыновей. Княгиня растила их смелыми, гордыми и давала хорошее воспитание и образование. Она не баловала их, а наоборот – требовала быть готовыми к любым трудностям и к будущим заботам о своей земле, о людях, которые во многом зависели от княжеской воли.  

Мария Михайловна собирала книги, и ее стараниями в Ростове появилась богатая библиотека. Она привечала в своем дворце образованных людей того времени, и к ее мнению нередко прислушивались князья из других земель.

На ростовской земле за ее княжение было возведено много храмов, которые также слыли культурными центрами Руси.