Биография

Олег Антонов – потомок старинного рода, в котором все мужчины так или иначе были связаны с техникой. Прадед работал управляющим на металлургическом заводе, дед был инженером-мостостроителем, отец по примеру главы семьи тоже стал строителем и был хорошо известен в своих кругах как талантливый инженер. Кроме работы он увлекался спортом: фехтованием, конной ездой и альпинизмом. Мама Олега была женщиной доброй и ласковой и во всем поддерживала мужа.

Вот в такой семье в 1906 году родился будущий авиаконструктор. Когда Олегу исполнилось шесть лет, родители переехали с Урала в Саратов. В этом городе у них жили влиятельные родственники, которые могли оказать протекцию главе семьи в его карьере.

В Саратове Олег познакомился со своим двоюродным братом Владиславом, который бредил авиацией. Он рассказывал о чудо-машинах, которые взлетают в воздух, словно птицы, и о героях-летчиках, которые управляли самолетами. Эти рассказы и яркие впечатления от слов брата Олег запомнил на всю жизнь. Тогда он очень хотел быть похожим на летчиков-героев.

Родители не слишком серьезно относились к его увлечению, даже когда он начал собирать все, что имело хоть какое-то отношение к самолетам. А бабушка подарила ему модель аэроплана, которая была его гордостью. Он собирал вырезки из газет, фотографии и другую информацию, и впоследствии эта коллекция стала для него своеобразным справочником: он с детства знал все об истории самолетостроения во всем мире.  

После школы Олег поступил в Саратовское реальное училище, чтобы изучать точные науки.

Когда началась Первая мировая война, скончалась мама Олега, и он перешел под попечение бабушки, которая поддерживала его увлечение самолетами.

Путь в самолетостроение

Активный подросток создал свой клуб - «Клуб любителей авиации», а чуть позже начал выпускать журнал с таким же названием, который выходил в одном экземпляре. Нетрудно догадаться, что Олег сам выполнял всю работу по созданию журнала. В нем можно было найти фото разных самолетов, чертежи, истории о полетах, стихи. Единственный экземпляр пользовался популярностью: его передавали из рук в руки и зачитывали до дыр.

Когда училище закрылось, Антонову негде было учиться: для поступления в более серьезное заведение не хватало лет. Тогда он начал тайно ходить на занятия в старшую школу с сестрой, скрываясь на задних рядах. Все привыкли к умному мальчику, и после выпуска ему дали аттестат об образовании.

После этого Олегу была открыта дорога в летную школу, однако подкачало здоровье и тщедушный внешний вид – он выглядел лет на пять моложе своего возраста.  Он не знал, что теперь делать, но точно знал, что самолетами будет заниматься даже без летной школы.

В клубе они с друзьями начали конструировать собственный планер. Об этом узнали в Обществе друзей Воздушного Флота и пригласили их под свою крышу. Так у ребят появились материалы, свое помещение и возможность сделать первое изделие: планер ОКА-1 «Голубь». Он считается первым детищем Антонова.

В 1924 году планер принял участие в слете планеристов в Крыму. Это было очень ответственно, и когда «Голубь» не прошел испытание, всем было очень тяжело перенести это. Однако техническая комиссия отметила уникальную конструкцию планера, и это помогло не отказаться от мечты.

В 1925 году Антонов поступил в Ленинградский политехнический институт, где проявил небывалую активность во всех направлениях студенческой жизни. Друзья не понимали, как он все успевал.

В 1933 году Олег Константинович был назначен конструктором на Московский планерный завод. Его задачей было наладить массовое производство летательных аппаратов. К тому времени молодой специалист уже создал несколько своих моделей планеров, и ему было что предъявить самой строгой комиссии. На этом заводе он начал работать одновременно со знаменитым конструктором Сергеем Королевым.

Началась серьезная работа, и Антонов показал грандиозные результаты: завод выпускал две тысячи планеров за год, что раньше было немыслимо. И это при минимальной стоимости машин, что также было важно.

Так было до 1936 года, а потом завод закрыли, и талантливый конструктор остался не у дел. В 1938 году он поступил на работу в ОКБ к конструктору Яковлеву, который замолвил слово за товарища. Здесь от планеров Олег Константинович перешел к самолетам, о чем давно мечтал.

Все конструкторы были на учете, все «под колпаком», и удивительно, как Антонова тогда не репрессировали: он был довольно резок в выражениях. Однако в 1940 году его назначают на авизавод в Ленинград, а в 1941-м переводят в Каунас, что в Литве. Вскоре началась война, и семья Антонова поехала в эвакуцию сначала в Москву, а затем в Тюмень.

Каждый раз приходилось начинать все заново: реконструировать заводы, набирать рабочих, менять конструкции самолетов. Тогда начали создавать планер для перевозки грузов и пассажиров. Их предназначением было доставлять грузы в самые труднодоступные места, поэтому А-7 могли садиться и взлетать на поле, на льду и даже на больших полянах в лесу. За эту модель Антонов получил Медаль «Партизану Великой Отечественной».

В 1943 году Олег Константинович перешел в КБ Яковлева, и занимался модернизацией и «доводкой» машин от ЯК-3 до ЯК-9.

Свой знаменитый АН-2 Антонов создал уже в Новосибирске. Это стоило ему много сил, но в 1947 году самолет вышел из сборочного цеха. Массовое производство этой модели было решено перенести в Киев, чему Антонов был очень рад. Ему надоело скитаться по стране, и он решил осесть в Киеве окончательно.

В 1949 году вышел первый Ан-2. Тогда конструктор понял, что это его самая большая удача. Самолеты серии «АН» начали свою жизнь.

В 1981 году появился на свет его последний самолет – «Руслан», в этом же году его избрали академиком АН СССР.

Личная жизнь

Первый раз Олег Константинович женился, когда работал в Тушино. Он познакомился с Лидией Кочетковой, подругой сестры, и они быстро поженились. В 1936 году у них родился сын Роллан.

Вторая жена, Елизавета Шахатуни, появилась в его жизни уже в зрелом возрасте, у них родилась дочь. В третий раз Антонов женился на девушке моложе себя на тридцать лет, и у них родились сын и дочь.

Все «бывшие» конструктора и дети сохранили между собой связи даже после его смерти.

Антонов Олег Константинович ушел из жизни в апреле 1984 года, похоронен на Байковском кладбище.