Начало биографии

Мел Брукс (настоящее имя Мелвин Джеймс Камински) появился на свет в 1926 году, в семье польских эмигрантов. Родители будущего комика были бедны, они перебрались в США в надежде на новую, более счастливую жизнь. Большого успеха Камински-старшему добиться не удалось, однако мальчик не испытывал особой нужды. Нехватку денег в семье он компенсировал увлечениями, главным из которых стало кино. Мел бегал в кинематограф при любом удобном случае, фильмы своего кумира Чарли Чаплина он смотрел десятки раз.

Еще одним увлечением Брукса были иностранные языки. Кроме английского он неплохо знал польский, а также идиш, ведь мальчик происходил из религиозной еврейской семьи. Мел хорошо учился и чувствовал себя в школе вполне комфортно. Однако путь в университет для него был закрыт: в семье постоянно не хватало денег.

Вместо учебы Мелу пришлось пойти в армию. Он служил военным инженером, а в свободное время развлекал сослуживцев остроумными пародиями собственного сочинения. Закончив службу, будущий комик уехал в Лас-Вегас и поступил на должность уборщика в одном из многочисленных казино. Должность не самая престижная, но хотя бы косвенно приближавшая Мела к вожделенному миру шоу-бизнеса. Брукс присматривался к артистам, развлекавшим публику в перерывах между игрой, и понимал: он мог выступать гораздо лучше!

Путь наверх: карьера комика

Возможность проявить себя на сцене представилась быстро. Постоянный актер казино заболел, руководство узнало об этом в последнюю минуту, когда искать замену на стороне было поздно. Администрация рискнула попробовать в роли комика молодого парня-уборщика. Тот не подвел: необычная манера держаться и неизбитые шутки очень понравились публике. Наградой дебютанту стали долгие аплодисменты и нечто более ценное – уверенность в своем комедийном таланте. После нескольких выступлений начинающий актер задумался о псевдониме. Сначала он взял фамилию матери – Брукман, но затем сократил ее до Брукс. Сокращению подверглось и имя: Мелвин уступил место емкому и запоминающемуся Мелу.

Несмотря на очевидный успех, Брукс не планировал ограничиваться сценой казино. Его манил кинематограф. Мел мечтал не только играть в фильмах, но и самостоятельно снимать их, подобно великому Чарли Чаплину. Первой картиной, принесшей ему славу, стала комедия «Продюсеры» (1968 г.). Брукс сам написал сценарий и поставил ленту о двух мошенниках, пытавшихся всеми правдами и неправдами пробиться в мир кино. Картина понравилась публике, критика тоже приняла ее благосклонно. Высшей наградой стал «Оскар», полученный за оригинальный сценарий.  Успех окрылил начинающего режиссера, он тут же взялся за новую работу – фильм «12 стульев» по Ильфу и Петрову.

Второй фильм не смог повторить успех первого. Экранизация авантюрного романа не понравилась зрителям, картина не собрала кассу и была снята с проката. Брукс тяжело переживал неудачу и решил временно оставить режиссуру, сосредоточившись на актерском амплуа. К тому же он поклялся никогда не экранизировать классику и слово свое сдержал.

Следующий фильм с участием молодого комика назывался «Сверкающие седла». Работу Брукса высоко оценили критики, да и зрителям она понравилась. На волне успеха он сыграл еще одну роль в комедийной пародии «Молодой Франкенштейн». Фильм, снятый в ретро-стиле, на черно-белую пленку, был достаточно рискованным проектом, но полностью оправдал затраты. Ну а за Бруксом навсегда закрепилась слава одного из самых талантливых комиков-пародистов.

Практически все последующие фильмы пользовались заслуженным успехом у зрителей. Брукс вернулся к режиссуре, сняв сразу несколько успешных картин: «Немое кино», пародии «Страх высоты», «Космические яйца», «Всемирная история: часть первая», «Робин Губ: мужчины в трико», «Дракула мертвый и довольный». В фильмографии Брукса есть и серьезная картина под провокационным названием «Жизнь – дерьмо».

Режиссер проявил себя и в роли композитора, написав песни к некоторым своим фильмам. Во многих картинах он снимался в качестве актера, исполняя не только главные, но и эпизодические роли. 

На счету Брукса и собственные телевизионные проекты. Он писал сценарии для популярного «Маппет-шоу», параллельно озвучивая одного из персонажей, вел свою передачу, продумывал канву сериала «Напряги извилины».      

Среди успешных проектов режиссера собственная киностудия, выпустившая фильм «Человек-слон» Дэвида Линча. Брукс выступил продюсером таких популярных картин как «Муха» и «Муха-2», «Продюсеры», «Быть или не быть». Деятельность Мела неоднократно отмечалась престижными наградами, последней стала Национальная медаль в области искусств, полученная в 2016 году.

Личная жизнь

В 1951 году Брукс женился на Флоренс Баум. Брак был не слишком удачным: несмотря на рождение троих детей супруги расстались в 1961 году. Второй женой актера и режиссера стала  актриса Энн Бэнкрофт. Их общий сын Макс пошел по стопам отца, став сценаристом и писателем. Энн умерла в 2005 году, Мел больше не женился, но не чувствует себя одиноким, продолжая сниматься в фильмах и сериалах, озвучивать персонажей и консультировать начинающих режиссеров.