Выбор профессии

С некоторых пор Москву стали называть третьим Римом. Столица нашей родины изначально формировалась и развивалась как многонациональная конгломерация. Со всех концов огромной территории в эту точку приходили, приезжали и приплывали люди говорящие на разных языках. Одни искали здесь работы, другие защиты, третьи предлагали развлекательные мероприятия. Здесь они обживались, обстраивались и оставляли потомство. Рубен Николаевич Симонов появился на свет 2 апреля 1899 года в состоятельной армянской семье. Родители проживали в центре города на улице Рождественка.   

Отец перебрался в Москву, куда его пригласил старший брат, и начал работать распорядителем в компании, которая занималась торговлей тканями и коврами. Одновременно открыл собственный винный магазин на Кузнецком мосту. Вино домашнего производства ему поставляли родственники из Владикавказа. В магазинчик регулярно заглядывали актеры большого и Малого театров. Выпивали, веселились, пели песни, куражились. Рубен имел возможность наблюдать за такими «спектаклями». Через короткий промежуток времени торговую точку пришлось закрыть, по причине систематических убытков.   

Мать мальчика, выпускница Владикавказской гимназии, хорошо играла на фортепьяно и была знакома с некоторыми театральными актрисами. Интересно отметить, что семейства Симоновых и Вахтанговых были хорошо знакомы и поддерживали дружеские связи. Когда подошел возраст, Рубена отдали в гимназию при Институте восточных языков. Здесь в обязательном порядке преподавали армянский язык. У мальчика с этим предметом возникли серьезные трудности. Дома все общались на русском. После долгих колебаний Симонова перевели в обычную гимназию, где он и получил среднее образование.   

В 1918 году Симонов поступил в Московский университет на юридическое отделение. Уже в первом семестре он понял, что занятия юриспруденцией для него хуже горькой редьки. Именно в этот период он случайно повстречался с Евгением Вахтанговым, который руководил Студенческой драматической студией. Рубен бросил университет и перешел в студию на должность актера. На первых порах его задействовали в постановках на вторых ролях. А через три месяца Симонову начали доверять главные роли. В 1921 году Студенческий театр преобразовали в 3-ю студию Московского Художественного Театра.   

Административная деятельность

После непродолжительной болезни, осенью 1922 года скончался главный режиссер Третьей студии МХТ Евгений Вахтангов. По ходатайству трудового коллектива студию переименовали в Московский драматический театр имени Вахтангова. Почти три года театр находился под коллективным управлением. После чего актеры и технические работники решили избрать на должность директора Рубена Симонова. Для такого решения имелись веские основания. Актер не только исполнял ведущие роли в спектаклях «Чудо Святого Антония», «Принцесса Турандот», «Свадьба», но и помогал решать организационные вопросы.

Становление знаменитого театра происходило не без трудностей. Главному режиссеру приходилось не только формировать репертуар, но и строго выдерживать идейную направленность. Некоторое время Симонов сотрудничал с известным режиссером Всеволодом Мейерхольдом. В середине тридцатых годов признанный лидер среди театральных деятелей был репрессирован и расстрелян. Рубена Николаевича, что называется, судьба пощадила. Но начавшаяся война принесла новые проблемы и заботы. Театральную труппу пришлось эвакуировать в сибирский город Омск.  

Режиссерские проекты

Важно отметить, что в эвакуации творческий процесс не прекращался. В середине войны жители Омска увидели на сцене местного театра спектакль «Фронт». Не занятые в постановках актеры регулярно выступали в школах, госпиталях и перед бойцами, которые отправлялись в действующую армию. После победы труппа вернулась на прежнее место. Здание театра отремонтировали. И все актеры с большим воодушевлением включились в привычный ритм напряженной работы. Рубен Николаевич успевал заниматься режиссурой и решать другие не менее важные вопросы. 

Критики, оценивая режиссерские приемы Симонова отмечали, что он в обыденных делах умел находить романтическую составляющую. И наоборот, самым возвышенным и пафосным стремлениям, придать жизненный прагматизм. Уверенный в собственных силах, Рубен Николаевич брался за постановку классических произведений. В театральных кассах вывешивали аншлаги, когда на сцене игрались «Таланты и поклонницы», «Бесприданница», «Дети солнца».  При этом Симонов доверял режиссерам нового поколения и почти не вмешивался в их проекты.

Признание и личная жизнь

Творческая и административная карьера Рубена Симонова сложилась успешно. За большой вклад в развитие отечественной культуры его удостоили самых высоких государственных наград и премий. На пиджаке у Народного артиста СССР три ордена Ленина, два ордена Трудового Красного знамени, множество медалей и памятных знаков.

О личной жизни знаменитого режиссера известно все. Рубен Николаевич был дважды женат. Первая супруга скончалась, не дожив до пятидесяти лет. Муж и жена вырастили и воспитали сына Евгения, который пошел по стопам отца. Внук и внучка тоже актеры. Остаток жизни режиссер прожил под одной крышей со Светланой Джимбиновой. Рубен Симонов скончался в декабре 1968 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.