Если вы захотите найти причину, то придется обратиться к логопеду, который в большинстве случаев заявляет, что эти нарушения возникли уже давно, когда малыш произносил первые слова. Между нарушениями речи, письма и чтения существует тесная связь.

 На что обратить внимание родителям в развитии ребенка

1.    Формирование речи. Оно должно заканчиваться к трем годам. 2.    Поведение ребенка. Существует особый тип: «дети – крикуны». Вроде как в этом нет ничего особенного. Однако родители должны оберегать их от чрезмерных нагрузок. Обычно у таких детей с утра сиплый голос, который потом «расходится». Со временем на голосовых связках образуются так называемые «узелки крикунов». В таких случаях, чтобы устранить эти нарушения, необходимы упражнения и медикаментозная помощь.  

Письменная речь

Письменная речь формируется на базе устной. Чтобы ребенок начал писать, у него должна быть хорошо сформирована устная речь, фонематические процессы и моторика. Если имеются нарушения в этих сферах, то тревогу надо бить в старшем дошкольном возрасте. Если у ребенка есть общее недоразвитие и вовремя это не исправить, то в школе ему будет туго и понадобится логопедическая помощь.

Для профилактики письменной речи в дошкольном возрасте необходимо развивать устную речь, формировать словарь, лексико-грамматический строй, развивать моторику и пространственную ориентировку, т.е. ребенок должен знать, например, где у листа бумаги углы, право или лево, верх или низ и т.д.

Профилактикой нарушений родители должны начать заниматься с самого рождения, а также следить за состоянием его здоровья. И здесь имеется в виду не столько соматическое здоровье, сколько психологическое. Следите за своими словами, особенно по отношению к ребенку. Необдуманное слово может нести разрушительную функцию. На письменную речь стоит обратить внимание в старшем дошкольном возрасте. В ее развитии поможет конструктивная деятельность: рисование, аппликация, лепка и т.д. Этот требует усидчивости и формирования координации. Дошкольная программа как раз направлена на профилактику у ребенка нарушений в этих сферах.  

Упражнения для дошкольника:

•    Взрослый беззвучно артикулирует гласные, и ребенок, догадываясь по губам, показывает соответствующую букву. Ему будет легче, если вы каждый раз будете загадывать определенную букву. •    Теперь, наоборот, угадываете вы. •    Произносим гласные буквы нараспев. •    Попробуем произносить гласные буквы в паре, также нараспев: АИ, ИА, ЕИ, ОУ. •    Составляем слоги в паре с согласными буквами, произносим, меняем буквы местами.

Важно понять разницу между звуками и буквами, и что они не всегда совпадают. Если ваш ребенок в дошкольном возрасте уже пишет, но делает орфографические ошибки, не стоит беспокоиться. Всему своё время. Когда он пойдет в школу, ему объяснят правила. Родителям следует постараться на домашних занятиях давать ребенку слова, которые как слышатся так и пишутся, чтобы он не смог ошибиться. Главное, родителям не переусердствовать. Делая добро ребенку, и да давая ему нагрузку, не соответствующую возрасту, можно навредить. В крайнем случае объясните ему, как это правильно пишется, не вдаваясь в подробности.

Прежде чем возмущаться по поводу своего ребенка, помогите ему в освоении родной речи. А если не выходит, обратитесь к логопеду. Помните: главное в воспитании – находиться с ним рядом, помогать ему, и у вас все получится.