Школьная тревожность довольно распространенное явление. Это состояние, при котором школьник не может сосредоточиться на выполнении определенных заданий, работе на уроке или на дополнительных занятиях. Ученики увеличивают требования к себе, занижают самооценку, видят во всех событиях только худшее.

Причины школьной тревожности

  1. Плохие отношения школьника с одноклассниками.
  2. Взаимоотношения ученика с учителем.
  3. Заниженная самооценка.
  4. Самокритичность школьника.
  5. Невозможность сосредоточиться на проверочной работе, и боязнь отвечать у доски.

Состояние тревожности, которое сопровождает подростка в процессе его обучения, может спровоцировать другие психологические проблемы. Психологи установили, что ситуации постоянного стресса и давления со стороны родителей, школы, одноклассников, могут вызвать различные заболевания. Для школьника большой проблемой может стать депрессия, которая вызовет и другие психические расстройства.

Развитию тревожности способствуют завышенные требования к ребенку. В этом случае школьник не может выполнить все необходимые учебные требования. Ребенок теряется, переживает, не может сосредоточиться на заданиях.

Причинами тревожности школьника могут стать непоследовательные требования учителя, противоречия в отношениях между учителями и родителями. Если учитель проявляет авторитаризм в своих требования к школьникам, то перестает учитывать индивидуальные особенности детей. В таком случае тревожность школьников еще больше усиливается.

Симптомы школьной тревожности

Школьная тревожность не проявляется внезапно. Ей свойственно постепенное формирование, а в результате идет снижение учебной активности ребенка. Тревожное состояние школьников можно определить по некоторым признакам:

  1. Дети, довольно долго находившиеся дома по болезни, не хотят идти в школу. Много тем, которые пропускают школьники, вызывают у них затруднения. Неспособность самостоятельно выучить материал приводит к тому, что дети боятся отвечать на уроке или задавать вопросы.
  2. Тревожное состояние ребенка не дает ему возможности обратить внимание на новые книги или фильмы. Он по несколько раз пересматривает кино или перечитывает книгу, боясь упустить и не запомнить какие-либо мелочи.
  3. Дети, находящиеся в постоянном состоянии тревоги и ожидании чего-либо худшего, стараются отдалить момент написания контрольной работы. В это время они наводят порядок на своем рабочем месте, раскладывают учебники в алфавитном порядке, убирают ручки и другие школьные принадлежности.
  4. Школьники начинают быстро уставать, отвлекаются и не могут перестроиться на новые методы работы.

Способы преодоления школьной тревожности

Детскую тревожность необходимо преодолеть. В противном случае, ребенок будет постоянно находиться в состоянии стресса, депрессии, что незамедлительно скажется на его здоровье. В первую очередь необходимо выявить все индивидуальные особенности ребенка, чтобы правильно выстроить процесс обучения. Нельзя сравнивать одного школьника с другими детьми. Следует составить для него индивидуальный маршрут развития. Учитель должен создавать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика, постараться выявить его способности, положительные черты характера. Это поможет ребенку почувствовать себя значимым в классе и на уроке.

Не следует высказывать в адрес ребенка обидные слова, унижающие его достоинство, снижающие самооценку. Дети очень чувствительны к словам и действиям со стороны старшего поколения, поэтому необходимо следить за своими поступками. Они не должны добавлять ребенку волнения и беспокойства.

Урок должен быть построен таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и раскованно. Необходимо дать ему возможность проявиться себя, высказывать свое мнение. Учитель должен поддерживать начинания ребенка, давать ему возможность проявлять инициативу.

Школьная тревожность опасна для детей, поэтому учитель, школьный психолог должны быть внимательны к словам и действиям детей, помочь им избавиться от чувства страха и тревоги.