Термин «голубой океан» применяется к бизнесу в той нише, где пока еще нет конкуренции. В противопоставление «алому океану», наполненному «кровью» конкурентов.  В голубом океане гораздо большая вероятность наловить рыбы, так как вы там одни. Но всегда ли нужна стратегия голубого океана, и как ее найти. 

Для начала стоит определить, а нужен ли этот самый голубой океан в вашей отрасли. Если вы продаете товары повседневного спроса и все идет хорошо, то, возможно, это не ваш путь. Например, если у вас пекарня или продуктовый магазин. Хотя бизнес и очень высококонкурентный, продукты и хлеб люди покупают каждый день, и здесь нужно сконцентрироваться на качестве продуктов, вежливых сотрудниках, отличном сервисе. Тогда уже вы будете иметь конкурентные преимущества и выгодно отличаться. И лучше все силы потратить на отлаживание системы и масштабирование бизнеса, чем на поиск непонятной новой ниши. 

Здесь «голубой океан» может проявляться не в самом товаре, а в каких-то нововведениях. Например, если никто в этом районе не предлагает доставку продуктов на дом, сделайте это первым. Если вы работаете в маленьком городе, где в окрестных магазинах не принимают банковские карты, то поставьте у себя терминал. 

Самый простой способ «снять сливки» при помощи нового товара или услуги — это следить за европейским и американским рынком. Большинство идей в нашу страну приходит именно оттуда. Так в наших городах появились первые фитнес-клубы и барбершопы. И множество различных товаров. Здесь есть один подвох: различие в менталитете, поэтому доля риска всегда существует. 

Один из вариантов отстроиться от конкурентов в данной отрасли — стать лучшим специалистом в узком сегменте услуг. Например, если вы парикмахер, то специализируйтесь только на окрашивании в блонд, проходите обучение, постоянно совершенствуйтесь, закупите самые лучшие материалы, вложите деньги в рекламу, и тогда вы сможете с полным правом поднять цены на ваши услуги и стать номером один в городе/районе. Это пример выхода в голубой океан даже в такой консервативной отрасли, как парикмахерские услуги. 

Пытаясь предложить рынку что-то необычное и новое, важно предугадать, а нужен ли вообще будет этот товар или услуга. Бывает так, что его нет на рынке не потому, что еще никто не додумался, а потому что это никто не будет покупать. Тогда вмето голубого океана получится провал и убытки. 

Голубой океан очень быстро становится алым. Когда вы достигаете успеха в низкоконкурентной области, сразу же появляются желающие это повторить. Тогда уже нужно применять другие стратегии: оттачивание сервиса, улучшение товаров, расширение ассортимента. Иначе конкуренты могут вас обойти, даже если были изначально вашими последователями.