Практика показывает, что далеко не все подобные сделки оказываются успешными, часть доли рынка чаще всего теряется. Чтобы избежать потерь и не оказаться у разбитого корыта, необходимо тщательно продумать план объединения и выбрать механизм сделки.

Под слиянием понимается объединение двух или нескольких компаний, в результате образуется совершенно новая организация, именно она берет на себя все активы и обязательства своих составных частей. Слияние может также производится по типу присоединения. При этом одна из компаний остается, а остальные перестают существовать, передав все права и обязанности выжившей компании.


Другой способ объединения – поглощение организаций. При этом более мелкие компании становятся структурными подразделениями более крупной, прекращая свое автономное существование в качестве налогоплательщиков.

Слияние больше всего подходит для равнозначных компаний, занимающих примерно одинаковое положение на рынке. При этом образуется новая компания, с новым названием и брендом. Плюсом слияния может оказаться необходимость создания новой организационной структуры для всех участников. Очень важно продумать вопросы брендинга. Это может быть стратегия совместного бренда, когда новое название представляет собой комбинацию брендов двух компаний, например, AOL-Time Warner или Daimler-Chrysler. Либо стратегия гибкого брендинга, когда каждая компания известна в своем географическом регионе. Например, при слиянии Renault и Nissan в Европе используется название Renault, а в Америке – Nissan, изменения могут иметь пагубные последствия для бренда.

При поглощении или присоединении бренд продавца чаще всего полностью теряется. Чтобы не потерять клиентов и долю рынка, лучше проводить поглощение постепенно. Главное для покупателя в таком случае – получить мощности и возможности присоединяемой компании. Она полностью теряет свою самостоятельность, не может влиять на главную стратегию объединенного предприятия. Чаще всего меняется структура, корпоративная культура, способы мотивации и поощрения сотрудников поглощаемой организации.