Биография

Пол Муни, урожденный Фредерик Мешилем Мейер Вайзенфройнд, появился на свет 22 сентября 1895 года в городе Лемберге Австро - Венгерской империи. Ныне этот город известен как Львов, Украина.

Пол воспитывался в творческой семье актеров Филиппа и Салли Вайзенфройнд. Когда он и двое его братьев были маленькими, родители приняли решение эмигрировать в Америку.

Здание театра Yiddish Theater (ныне кинотеатр Village East) Фото: Beyond My Ken / Wikimedia Commons

В Нью-Йорке Филипп и Салли присоединились к театральной группе Yiddish Theater, на сцене которого несколько лет спустя состоялся дебют 12 - летнего Пола. Мальчику предстояло сыграть характер 80 - летнего мужчины. Его выступление привлекло внимание основателя Yiddish Theater, театрального продюсера и режиссера Мориса Шварца. Вскоре он пригласил юного Пола в свой театр.

Карьера

В 1918 году Пол Муни присоединился к театру Yiddish Theater. Молодой актер овладел искусством макияжа - мастерством, которое служило ему на протяжении всей театральной и кинокарьеры. Он часто играл персонажей старше своих лет. К 1920 году Муни стал звездой театра, на сцене которого состоялся его дебют. На него обратили внимание. Вскоре молодому актеру предложили роль в бродвейской постановке «Мы - американцы» (1926 - 1927).

Пол Муни блистал на театральной сцене в период, когда Голливуд искал талантливых актеров. Очень скоро его игра была оценена представителя киноиндустрии. В 1929 году он подписал контракт с одной крупнейших американских киностудий 20th Century Fox. Именно в этот период Фредерик Вайзенфройнд стал использовать сценический псевдоним Пол Муни.

Американская киностудия 20th Century Fox Фото: Fox Corporation / Wikimedia Commons

Его кинокарьера началась с выступления в фильме «Храбрец» (1929), которое принесло ему номинацию на премию «Оскар». Но несмотря на блестящую игру актера, картина оказалась провальной в прокате. Его второй фильм «Семь Лиц» (1929) также потерпел финансовый крах. Разочарованный неудачами, Муни вернулся на Бродвей.

На большом экране он вновь появился в 1932 году, снявшись в серии успешных фильмов. В классике гангстерского американского кино «Лицо со шрамом» Пол Муни предстал в образе жестокого мафиози Тони Камонте. Фильм стал сенсацией в кинопрокате того времени, поразив критиков жестокостью, мрачностью и изобилием сцен насилия. Тем не менее, эта работа вознесла актера к вершине славы. 

Затем Муни перевоплотился в ветерана Первой мировой войны Джеймса Аллена в фильме «Я - беглый каторжник» (1932). Образ обедневшего сержанта, ставшего на путь преступной жизни в поисках себя, принес актеру вторую номинацию на престижную кинопремию «Оскар».

После такого успеха кинокартин с участием Муни в главных ролях, крупнейший в Америке концерн по производству фильмов Warner Bros. подписал с ним долгосрочный контракт. Так, Пол Муни стал одной из самых ярких и востребованных звезд Голливуда 1930 - х годов.

В 1935 году Муни снялся в «Чёрной ярости» в роли угольщика, борющегося за свои права с профсоюзными организациями. За это выступление он получил свою третью номинацию на «Оскар». Параллельно актер пытался убедить Warner Bros. создать биографическую драму «Повесть о Луи Пастере». В 1936 году картина со скудным бюджетом о жизни французского микробиолога была представлена широкой публике. Фильм получил восторженные отзывы кинокритиков и имел коммерческий успех. А Пол Муни, наконец, был удостоен премии «Оскар» за лучшую мужскую роль.

В 1937 году актер принял участие съемках сразу нескольких картин. После «Доброй Земли» и «Женщины, которую я люблю» вышел биографический фильм «Жизнь Эмиля Золя». Знаменитая драма о французском романисте получила «Оскар» за лучшую картину, а Муни был отмечен премией Общества кинокритиков Нью-Йорка за лучшую мужскую роль. 

Пол Муни и Эрин О'Брайен - Мур в картине «Жизнь Эмиля Золя» Фото: trailer screenshot (Warner Bros.) / Wikimedia Commons

В 1939 году он предстал в роли мексиканского национального героя Бенито Хуареса в фильме «Хуарес». Тем не менее, драма, в которой также снялась величайшая актриса Голливуда Бетт Дэвис, не имела такого успеха, как предыдущие биографические работы Муни.

За приверженность актерской профессии Пол Муни пользовался большим уважением своих коллег. Он тщательно готовился к ролям, особенно биографическим. Его искренние, яркие, мощные выступления говорили о выдающемся мастерстве актера. Но несмотря на свою весьма успешную голливудскую карьеру, работа в кино привлекала его меньше выступлений на сцене. Поэтому он решил не продлевать контракт с Warner Bros. и вернулся в театр.

Водонапорная башня Warner Bros. Фото: Fabio Mori a.k.a BUDA / Wikimedia Commons

В последующие годы Муни выступал на сцене, а также снялся в нескольких фильмах и телевизионных проектах. К его театральным работам 1940 - х и 1950 - х готов относятся постановки "A Flag is Born" (1946), "Death of a Salesman" (1949) и "Inherit the Wind" (1955 - 1956).

Среди наиболее поздних и заметных работ актера находятся комедия о гангстерах «Ангел на моём плече» (1946) и драма «Последний разгневанный человек» (1959), за которую он получил номинацию на «Оскар».

У Муни также было несколько успешных ролей в телевизионных проектах. Но в 1962 году после появления в шоу «Святые и грешники» он был вынужден уйти из профессии из - за проблем со здоровьем.

Личная жизнь

В реальной жизни Пол Муни, блиставший в кино и на театральной сцене, был очень сдержанным и застенчивым человеком. Он 45 лет прожил в браке с театральной актрисой Беллой Финкель, на которой женился в 1921 году. Пара была вместе вплоть до кончины Муни.

Страдавший от различных заболеваний, включая слабое зрение и ревматизм сердца, он умер 25 августа 1967 в возрасте 71 года.