Обстоятельства смерти

Как и у многих творческих людей, психологическое состояние Есенина на протяжении всей жизни оставалось нестабильным. Свои душевные терзания он нередко заливал алкоголем, а утешения искал в объятиях множества женщин. Но личного счастья поэт так и не обрел, хотя незадолго до смерти женился в третий раз. Новая супруга Софья Толстая, видя нестабильное состояние мужа, настояла на его лечении в специализированной клинике. В обстановке секретности Есенин провел там около месяца и 21 декабря 1925 покинул стены медицинского учреждения.

Впрочем, по его дальнейшим поступкам легко понять, что депрессия у поэта вовсе не прошла. Он покинул Москву, прихватив практически все сбережения. Последние дни жизни Есенин провел в Ленинграде в стенах гостиницы «Англетер». Он встречался с друзьями-литераторами и лишь однажды уделил время творчеству. «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - стихотворение с пророческим названием и содержанием. Поэт передал его своему коллеге Вольфу Эрлиху накануне гибели.

Весь смысл двух четверостиший словно перекликается с тем, что произойдет в номере Есенина совсем скоро. А надрыв и остроту переживаний поэта только подтверждают показания его друга. По словам Эрлиха, он жаловался на отсутствие в гостиничном номере чернил, поэтому написал стихи собственной кровью.

На следующий день – 28 декабря 1925 – тело мертвого Есенина обнаружили его очередные гости – журналист Георгий Устинов с супругой. Согласно протоколу официального следствия, поэт повесился на трубе центрального отопления. Его тело висело под потолком номера, а рядом валялась перевернутая тумба. Проведенное вскрытие назвало причиной смерти Есенина асфиксию. Обнаруженный порез на руке покойного и небольшая вмятина на лбу, по мнению судебного эксперта, не представляли угрозы для жизни. Расследование закрыли, признав трагическую гибель поэта самоубийством.

Прощание с Есениным состоялось дважды. В ленинградском Союзе поэтов организовали первую гражданскую панихиду, а затем тело доставили в Москву, и еще одна траурная церемония прошла в Доме печати. Похоронили поэта в последний день 1925 года – 31 декабря – на знаменитом Ваганьковском кладбище.

Версия убийства

Долгие годы обстоятельства смерти Есенина не вызывали подозрений у почитателей его творчества. Только в 1970-е годы начала набирать популярность версия об инсценировке самоубийства. Ее основоположником считается московский следователь Эдуард Хлысталов. Вскоре его подозрения нашли большое число единомышленников. Изучив данные официального следствия и посмертные снимки поэта, сторонники версии убийства, утверждали, что перед смертью его жестоко избили, а затем уже мертвого повесили в петлю.

Убийцами называли сотрудников госбезопасности СССР. В числе причастных к преступлению упоминались: Троцкий, чекист Блюмкин, судмедэксперт Горбов, начальник городской милиции Егоров и даже Вольф Эрлих, который одним из последних видел Есенина живым. На волне многочисленных теорий в 1989 смертью поэта занялась комиссия под председательством литературоведа Юрия Прокушева. По ее инициативе специалисты провели ряд дополнительных экспертиз и изучили архивные документы.

Посмертная фотография тела Есенина

В частности, была развенчана теория, связанная с высотой стен в отеле. Ее сторонники утверждали, что Есенин, имевший рост 170 см, не мог сам повеситься под потолком, поскольку его высота в «Англетере» достигала 4 м. Однако, согласно проведенному расследованию, истинное расстояние до потолка в номере составляло 3,5 м, а значит, погибший мог достать до него самостоятельно при помощи полутораметровой тумбы.

Еще один момент, смущавший противников версии самоубийства, - закрепление веревки на вертикальной трубе. Якобы это невозможно, и веревка обязательно должна соскользнуть вниз. Но и здесь эксперимент показал обратное.

Гостиничный номер, где был найден Есенин

Кроме того, специалисты еще раз объяснили природу горизонтальной вмятины на лбу покойного. При тщательном изучении посмертных масок Есенина было подтверждено, что она образовалась от соприкосновения головы с трубой: совпадает и диаметр предполагаемого предмета, и характерный наклон головы, образовавшийся из-за смещения узла на петле веревки.

Другие менее значимые доводы самопровозглашенных следователей также нашли вполне логичные объяснения. Да и творчество, поведение, настроение поэта неприкрыто указывают на его суицидальные мысли. Впрочем, жизни многих великих людей окружают слухи, смелые теории, фантазии. В этом смысле Есенин не стал исключением.