Детство Михаила Лысенко

Родился Михаил Григорьевич 26 октября 1906 года в крестьянской многодетной семье в деревне Шпилевка Сумского района. Поднимая факты его детской биографии, думается, что обрушившихся на мальчика бед хватило бы на несколько жизней. Однако Миша никогда несчастным себя не чувствовал, его физический недостаток не мешал ему общаться со сверстниками на равных, радоваться жизни во всех ее проявлениях.

Помимо бедного существования семьи Лысенко, семеро детей очень рано остались без матери. Заболевание туберкулезом в то время было весьма распространено, не удалось избежать этой напасти и маленькому Мише. В 50% случаев костного туберкулеза страдает позвоночник. Очень часто поражаются крупные суставы: коленный или тазобедренный.

Из-за искривления позвоночника возможно образование горба, а второй случай приводит к деформации нижних конечностей, замедлению их роста. За этим следует разная длина ног. Надо сказать, что у Михаила Лысенко имелись оба этих недостатка. Причинами заболевания специалисты называют неблагополучные условия жизни: переохлаждение, слабый иммунитет, инфекции, тяжелый физический труд.

Поскольку болезнь сопровождается разрушением костной ткани в одних местах и избыточной кальцинацией в других, Миша перенес в детстве перелом ноги, которая не срослась как положено. В результате имелся горб, несгибающееся колено и укорочение одной ноги на 12 см. Вот в таком состоянии мальчик был отдан в детский дом г. Харькова.

Жизнь в коммуне

Понятно, что детские дома тоже жили не богато, но здесь руководство пыталось организовать планомерно эту жизнь так, чтобы от каждого выходца коммуны государству была посильная польза. Кто из воспитанников не проявлял должного интереса к учебе, тот раньше начинал трудиться физически. Благодаря вниманию воспитателей и педагогов у Миши рано заметили способности к рисованию.

Любые детские игры и развлечения не были чужды этому мальчугану на костылях. Ему удавалось даже, ловко прыгая на одной здоровой ноге, с помощью костыля и с палкой в другой руке гонять мяч. Если Миша не был участником игры в футбол, то болельщик из него тоже был отменный. Эту страсть к футболу Михаил Лысенко пронес через всю жизнь.

После окончания средней школы, по направлению коммуны, Лысенко едет на учебу в Харьковский художественный институт. В 1931 году он его успешно заканчивает. В дальнейшем скульптор очень тесно общается со своими одногруппниками Иваном Макогоном и Михаилом Дерегусом. Семьи Лысенко и Дерегусов долгое время даже жили в одной коммунальной квартире.

Творчество талантливого художника 

Уже самые первые работы молодого скульптора Михаила Лысенко, выпускника художественного института, были не просто замечены, а рекомендованы специальной комиссией на межународную выставку. Это была скульптурная группа, посвященная братскому китайскому народу - "Китай борется". Она была создана в 1931 году.

Эта же комиссия сыграла очень важную роль в судьбе талантливого художника, отправив его на серьезное лечение. Надо сказать, что советские врачи  Харьковского ортопедического института тогда сделали казалось бы невозможное - исправить столь давние последствия детского туберкулеза. Были проведены одна за другой сложнейшие  операции, после чего Михаил несколько месяцев находился на вытяжке. 

Хотя все знали Михаила Григорьевича веселым, беззаботным, с распахнутой доброй душой, после искоренения физических недостатков стало понятно, что это все таки тяготило его. Да, он никогда не роптал на судьбу, но именно после соответствующего лечения жизнь заиграла другими красками. Главное - он женился. И не просто женился, а на той, к которой еще в детском доме питал самые нежные чувства. Его избранницей стала Вацлава Марьяновна Серафинович.

В своей супруге Михаил видел не только жену, но и соратника в своей работе. Ваца позировала ему, когда создавалась известная послевоенная работа под названием "Верность". А создание памятника красному командиру Николаю Щорсу - это целая эпопея. Оказывается позировал Михаилу Луценко в работе над этой скульптурой Леонид Кравчук, ставший впоследствии президентом независимой Украины.

На тот момент Кравчук был еще студентом Киевского университета. Позже он вспоминал, как при прогулке по Крещатику к нему подошел мужчина, назвавшийся архитектором Лысенко, и предложил позировать, так как он углядел в чертах Леонида сходство с образом Щорса. Так и ходил Кравчук в течение двух месяцев к Михаилу Григорьевичу на работу. 30 апреля 1954 года состоялось торжественное открытие на бульваре им. Шевченко в Киеве.

Не было у скульптора Лысенко М.Г. каких-то особых условий для работы, не было своей мастерской. Сразу после освобождения Киева от немцев в 1944 году он перебрался с семьей в разрушенную столицу. Одну квартиру делили с семьей Михаила Дерегуса. Здесь жили, здесь же и работали. Скульптура того же Щорса формовалась просто на общей кухне.

В 1947 году Лысенко создал две выдающиеся скульптуры во Львове, посвященные Победе в ВОВ. В этом же году получил профессорскую степень.В Киеве Лысенко начал преподавать в художественном институте. Дочь Михаила Дерегуса Наталья вспоминает, что на поступление в художественный институт ее вдохновили еще в детстве наблюдения за работой Михаила Григорьевича.

Он очень трепетно относился к каждой мелкой детали скульптуры, считая, что мелочей в этом деле не бывает. Его же личным кумиром был Микеланджело. Специалисты отмечают в работах Лысенко безудержную энергию, экспрессию. Еще в 1934 году он выполнил работу, посвященную узнркам концлагерей "В застенках фашизма".

Личная жизнь

Михаил Григорьевич Лысенко прожил 66 лет и скончался в 1972 году. Причиной смерти стал разрыв аорты. Его супруга - Вацлава Марьяновна пережила мужа на 35 лет и скончалась всего за год до своего 100-летия. Несмотря на существенную разницу во внешности (Ваца была красавицей с шикарной косой, а Михаил никогда не отличался внешними данными), все, кто бывал у них дома, отмечали душевное родство и теплую семейную атмосферу.

Вместе они вырастили троих детей: сыновья Александр и Богдан и дочь Галина. Михаил Григорьевич очень гордился своими детьми и в самые тяжелые военные годы старался создать для их развития необходимые условия. Очевидцы вспоминают, что в его домашней мастерской стоял большой стол, где могла разместиться ребетня с уроками или шахматами, но это никак не мешало ему работать.

В эту комнату могли свободно прийти дети соседей и это никогда не раздражало хозяина. Там же были установлены брусья для занятий спортом ради сыновей. Особую гордость отец чувствовал за старшего отпрыска, особенно когда тот стал студентом Автодорожного института. Позже за этим большим столом собирались студенты профессора Лысенко, всех хозяева радушно привечали.

Когда случались застолья с друзьями, то Михаил Григорьевич демонстрировал еще и свое отменное пение. Он обладал превосходным тенором ,обычно вставал во главе стола и пластично водил в такт рукой, как-будто дирижируя. Вот так же, с любовью, пластике его рук была податлива глина. До сих пор работами Лысенко восторгаются даже за рубежом, где они появились уже после смерти автора.

И сегодня сложно представить, что этот хрупкий болезненный человек обладал такой силой духа, чтобы выдержать критику своих современников. А осуждали как раз за экспрессионизм, несдержанность в эмоциях. Но именно благодаря такому эффекту, скульптуры Михаила Лысенко будут жить вечно, хотя это уже совершенно другой, ушедший в историю пласт жизни.