Семья

Биография Аллы Тарасовой началась в 1898 году в Киеве. Отец преподавал в университете. Мама имела польские дворянские корни. Семья была дружной, веселой и очень музыкальной. С приходом Советской власти Алле пришлось скрывать свое происхождение. У четы Тарасовых было пятеро наследников, но актриса в анкетах всегда указывала информацию о брате и двух сестрах. Гораздо позже выяснилось, что еще один брат Евгений состоял в армии Деникина. Об одной из сестер Алла писала, что связь с ней потеряна. По-другому быть не могло, ведь Елена уехала во Францию, а ее супруг был белогвардейцем. Когда в 1937-м Алла вместе с театром отправилась в Париж на гастроли, она позвонила сестре, не рассчитывая на встречу. Опасаясь слежки, девушки, глотая слезы, только трижды прошли по противоположным сторонам улицы.

Начало карьеры

После окончания женской гимназии в Киеве 15-летняя Алла отправилась в Москву. Девушка слушала лекции по драматургии в Школе искусств и городском университете, который преобразовали во Вторую студию Московского художественного театра.

Завершив образование, начинающая актриса пришла в МХАТ. На сцене прославленного театра она делала свои первые шаги в творчестве. Дебютировала в постановке «Зеленое кольцо» Зинаиды Гиппиус. Начиная с 1919-го, актриса много гастролировала в составе «Качаловской группы». Основу репертуара составляли классические произведения – пьесы Чехова, Шекспира. Алле рукоплескала публика не только в СССР, но и за рубежом. Некоторое время актриса жила в США, став любимицей Нью-Йорка. Константин Станиславский приложил немало усилий, чтобы Тарасова возвратилась на московскую сцену.

На пике славы

В 1925-м Алла Константиновна вошла в труппу МХАТа, верной ему она оставалась до последних дней. Первое время актрису часто использовали как «пожарную команду». Она с легкостью заменяла отсутствующих артисток. Так однажды она вышла на сцену в роли Елены в пьесе Булгакова «Дни Турбиных».

Звездный час Тарасовой пришелся на 30-е и 40-е годы. В этот период артистка исполнила свои лучшие роли: Негина в комедии Островского «Таланты и поклонники» (1933), Татьяна в пьесе Горького «Враги» (1934), Юлия Тугина в «Последней жертве» Островского (1944). Особенно запомнились и полюбились зрителям исполнительница Маши в пьесе Чехова «Три сестры» (1935) и главная героиня в драме Толстого. На премьере «Анны Карениной» (1937) присутствовала делегация во главе с Иосифом Сталиным. Даже после окончания спектакля долго не смолкали аплодисменты и неоднократно поднимали занавес. В том же году Тарасова получила звание Народной артистки СССР. В этот же период актриса была 5 раз удостоена Сталинской премии – за театральные работы и роли в кино.

В войну вместе с коллегами Алла выступала с концертами перед красноармейцами. Поездки на фронт она чередовала со спектаклями в театре – сил и времени хватало на все.

Новые грани таланта актрисы раскрылись в послевоенное время. Бурю эмоций вызвал образ Марии Стюарт по одноименному произведению Шиллера (1957). Артистка исполнила главные роли в чеховских пьесах «Вишневый сад» (1958) и «Чайка» (1960), в пьесе Погодина «Кремлевские куранты» (1964) и истории Рощина «Валентин и Валентина» (1971).

Роли в кино

Не все знают, что знаменитая артистка дебютировала в немецком кинематографе. Это произошло в 1923 году. В ленте «Раскольников» ей досталась роль Дуни Свидригайловой. В Советском Союзе этот фильм не демонстрировался, но в других странах он был довольно популярен. Первой советской картиной с ее участием стал фильм «Кто ты такой» по рассказу Джека Лондона.

Большинство героинь Тарасовой – представительницы нового поколения, которые строят советское общество. Они участвуют в коллективизации, воюют на фронтах Гражданской войны и восстанавливают разрушенное хозяйство. Восторженно приняла столичная публика главные роли в картинах «Гроза» (1933) и «Петр Первый» (1938). Чтобы оценить все великолепие образа Екатерины I, воплощенного актрисой на экране, зрители смотрели фильм по несколько раз.

Ведущие постановки Московского художественного театра, где непременно играла Алла Тарасова, были отсняты на пленку как телевизионные фильмы-спектакли.

Последние годы

В 1951-м актриса возглавила театр, на должности директора она находилась 5 лет. В 1970-м Тарасова вошла в Совет старейшин МХАТа. В последние годы своей жизни она посвятила преподавательской деятельности, охотно делилась со студентами Школы-студии секретами актерского мастерства. Кроме этого, артистка участвовала в работе 3-х созывов Верховного Совета страны.

На одной из репетиций в 1971-м актриса почувствовала недомогание. Объявили перерыв, Алла Константиновна тихонько спустилась в зал и покинула театр. Двигаясь по проходу, она обернулась, с грустью посмотрев на сцену. После этого порог МХАТа она не переступила, а через 2 года ее не стало.

Личная жизнь

Именитая актриса была трижды замужем. С гардемарином Александром Кузьминым она познакомилась пятнадцатилетней девчонкой. После трех лет ухаживаний, получив звание лейтенанта флота, юноша предложил ей руку и сердце. Через 2 года у пары родился сын Алёша, и они переехали в Севастополь. Однако их брак был обречен.

На пике популярности у Аллы начался роман с известным актером Иваном Москвиным. Любовь захватила пару полностью, несмотря на то что разница в возрасте составляла 24 года. Это вовсе не помешало их 10-летней счастливой семейной жизни.

Третий семейный союз Тарасова создала с человеком, далеким от мира искусства. В 1945-м она стала женой генерал-майора авиации Александра Пронина.

Десятки театральных работ и полтора десятка киноролей принесли актрисе успех и признание зрителей. Но кроме красоты и внутренней силы в ней ощущалась какая-то грусть и загадочность. Знавшие Тарасову чувствовали, что артистка скрывает от посторонних глаз какую-то собственную тайну. За ярким образом и счастливым взглядом она прятала прошлые страхи, которых в ее жизни было немало. Актриса была глубоко верующим человеком и никогда не расставалась с крестиком.