Побудительный мотив

Большинство автовладельцев слабо представляют себе весь производственный цикл, на завершающем этапе которого появляется готовое к использованию транспортное средство. При этом почти каждый с интересом наблюдает за презентацией нового автомобиля. Информация для потенциальных автовладельцев поступает из разных источников. «Лада Родстер», после того как машина прошла ходовые испытания, выставлялась на всеобщее обозрение. Об этой модели писали в газетах, публиковали фото и сообщали в новостных выпусках на ТВ.  

На сегодняшний день российский автомобильный концерн «АВТОВАЗ» занимает доминирующее положение на внутреннем рынке. В свое время продукция завода поставлялась в страны так называемого социалистического лагеря. Более того, некоторые модели успешно продавались в Англии. Когда Россия открыла свои рынки для зарубежных производителей, спрос на отечественные авто заметно снизился. И менеджерам, и техническим специалистам пришлось заниматься решением возникших проблем на глазах у мирового сообщества.

Первым делом на предприятие пригласили топ-менеджера из Европы. Вместе с ним на производственную площадку приехали и разработчики. Так совпало, что в 2000 году на родной завод воротился после обучения в Италии автомобильный дизайнер Сергей Нужный. Специалисту, вооруженному креативными идеями предложили реализовать свой потенциал на практике. Ему выделили производственные площади. Определили размер бюджета. Назначили помощником конструктора Михаила Пономарева и трех рабочих.

Техническое задание

Творческий коллектив получил конкретное техническое задание. В этом контексте важно знать, что конструирование любого транспортного средства не является процессом творческим. Система смарт-проектирования предполагает максимальное использование имеющихся наработок и опыта. На современном рынке транспортных средств представлены следующие концепты автомобиля:

·         Семейный;

·         Представительский;

·         Повышенной проходимости.

Модель ВАЗ «Калина» включена в категорию семейных авто.

На базе именно этой машины молодые и амбициозные проектировщики взялись создать оригинальный «Родстер lada». На первом этапе создавалась общая конфигурация экстерьера. Поскольку roadster представляет собой двухместный автомобиль с откидывающимся верхом, нужно было добиться того, чтобы эстетика образа сохранялась при любом положении крыши. После расчета объемно пространственной формы определился конкретный перечень работ. Стало ясно, что исходную ходовую базу придется укоротить.  

Следует отметить, что руководство не ставило конкретных сроков выполнения работ. Проект рассматривался как импровизация, которая может завершиться любым финалом, как выигрышем, так и проигрышем. Исполнители сами были заинтересованы как можно скорее показать достойный результат своих усилий. С этой целью они сократили до минимума объем опытно-конструкторских работ. Вполне сознательно отказались от этапа макетирования и приступили к работам сразу на реальном материале. Такой подход при положительном финале себя оправдывал. Про отрицательный исход никто не думал. 

Производственный процесс

Так сложилось, что создатели roadster в рамках советских традиций установили рекорд. Автомобиль оригинальной конструкции «выгнали» на испытательный полигон через семь месяцев после начала работ. История отечественного автомобилестроения не знает подобных прецедентов. Интересно отметить, что почти половина этого отрезка времени ушло на оформление идеи в чертежах и эскизах. Никаких секретов или чудес здесь не спрятано. На лицо системный подход к решению конкретной задачи.

Эскизы интерьера создавались на основе уже имеющихся в наличии узлов и агрегатов. Приборную панель просто взяли от одной модели. Рамку ветрового стекла – от другой. Безрамные двери от третьей. Осветительные приборы от четвертой и так далее. Этот принцип используют специалисты всех мировых производителей. При этом марку «Форд» никогда не спутаешь с маркой «БМВ». Точно так же и бренд «Лада» легко выделить в потоке машин на любом континенте.   

На автомобиль установили стандартный двигатель, созданный для «Калины». Передний привод обеспечивал «Ладе Родстер» устойчивость на дороге. Машина легко разгонялась до скорости двести километров в час. Некоторые эксперты по безопасности на дорогах считали, что это избыточная опция. Дело в том, что кузов автомобиля изготовлен из полимерных материалов. Для массового выпуска полимеры не годятся, а в мелкосерийном производстве используются часто.  

Осенью 2000 года в Москве проводилась международная выставка автомобилей. Было принято решение продемонстрировать уважаемой публике concept «Лада Родстер». Образец авто, который нужно было еще дорабатывать, выставили на всеобщее обозрение. При этом компактный и внешне привлекательный автомобиль вызвал положительные отзывы присутствующих. Авторитетные эксперты даже оценили перспективы продаж концепта на международном рынке.

Креативность идеи

Основная отличительная черта русского родстера – это складная крыша. Важно подчеркнуть, что принцип перемещения защитного материала принципиально отличается от механизма, который используется в классических кабриолетах. Электродвигатели быстро убирали крышу и фиксировали ее на багажнике. При этом объем багажного отсека оставался совершенно свободным. Подобный способ никогда не использовался ни в Советском Союзе, ни в современной России. Авторы получили патент на свою разработку.  

Собственными силами создатели компактного автомобиля провели исследования отечественного рынка. Интерес к транспортному средству проявили молодые люди в возрасте от 15 до 35 лет. Полученные данные в полной мере коррелировали с результатами зарубежных исследований. Приобрести автомобиль для отдыха и развлекательных поездок выразили желание почти шестьдесят процентов опрошенных. Если обобщить полученную информацию, то «Ладу Родстер» готовы приобрести в каждом третьем домохозяйстве.  

При высокой рентабельности производства нет необходимости настраивать конвейерную сборку автомобиля. Следуя полученному опыту, разработчики предлагали отвести минимальный производственные площади под производство «Лады Родстер». Такой подход применяют и в Японии, и в Европе, и в Америке. Однако топ-менеджеры «АВТОВАЗа» сочли это предложение недостаточно проработанным.  

Утраченные перспективы

Независимые экономисты произвели соответствующие расчеты. Согласно полученным результатам, «Лада Родстер» могла бы стоить десять тысяч долларов. В странах Европейского Союза спрос на авто такого класса составляет от трех тысяч в год. При розничной цене тринадцать тысяч баксов, нетрудно посчитать полученную прибыль. На доходное производство можно было выйти в течение полутора лет.

Усилиями группы энтузиастов было собрано две полноценные машины. После Московского салона разработчики приняли участие на автошоу в Женеве, проходившем в 2001 году. Модель привлекла внимание зарубежных экспертов. Кое-кто из них откровенно признался, что «Лада Родстер» может составить серьезную конкуренцию европейским и американским производителям. Признались, как накаркали. Менеджмент ВАЗа, что называется, «замял» этот проект.