Детские и юношеские годы

При рождении в 1775 году сын итальянской балерины Гертруды Росси получил имя Карло ди Джованни. Но после того как отчим, знаменитый танцор Шарль Ле Пик получил приглашение переехать в Санкт-Петербург, они покинули Неаполь. Родители продолжили творческую карьеру в Большом театре, семья обосновалась в одном из домов на Театральной площади.

В 1788-м Карл Росси поступил в «Петришуле» - старейшее учебное заведение российской столицы. Школа существовала при церкви святого Петра, и обучение в ней проходило на немецком языке. Это было лучшим вариантом для Карла, потому что русский язык ему только приходилось осваивать. Проводя лето на даче в Павловске, Росси сблизились с соседом, архитектором Винченцо Бренной.  Первые уроки придворного декоратора императора Павла I подтолкнули юношу к решению стать зодчим. Кроме этого, молодой человек с ранних лет проявлял любовь к рисованию и точным наукам.

Образование

В 1795-м Росси поступил чертежником в архитектурную коллегию. Случилось так, что коляска Бренны опрокинулась в канаву, неудачный перелом руки не позволил ему продолжать самостоятельную работу. Без малейших колебаний знаменитый архитектор предложил талантливому юноше стать его помощником в возведении Михайловского замка. После смерти Екатерины Великой на престол взошел император Павел I. Уже в первые дни своего правления государь счел необходимым приступить к строительству собственного дворца. Название было выбрано неслучайно – Михайловский, в честь архистратига Михаила. Для постройки выбрали территорию сада Летнего дворца. Большинство чертежей Михайловского замка выполнил Карл, эта работа стала его первой большой архитектурной практикой. Параллельно с этим проектом Карл вместе с Бренной создавал для Павла I интерьер Зимнего дворца, возводил постройки на Каменном острове и в Гатчине, завершал строительство Исаакиевского собора.

В 1801-м Росси стал архитектурным помощником 10 класса и через год, чтобы завершить образование, получил двухгодичную командировку в Италию. Возвратившись из Европы, амбициозный юноша предложил план переустройства набережной Адмиралтейства. На рисунках Карл представил аркаду, проложенную на набережной вдоль берега реки. Она показалась комиссии нелепой, закрывающей другие здания. Проект сочли легкомысленным, он не нашел поддержки в высших инстанциях, а России так и не получил звание архитектора.

Первые работы

В 1806-м Карл был вынужден работать художником на фарфоровом и стеклянном заводах. Спустя 2 года Росси добился звания архитектора и отправился в Москву, в Экспедицию кремлевского строения, которая ведала вопросами возведения зданий на территории Кремля и их реконструкции. Организация также осуществляла застройку в городе и его окрестностях. По проектам Росси были построены несколько зданий, самым известным из которых стал деревянный театр. Строение сгорело во время пожара 1812 года. Затем архитектор отправился в Тверь, где под его руководством был возведен Путиловский дворец.

Елагин остров

Возвратившись в Петербург из Европы, Карл продолжил свое творчество. Он участвовал в перестройке Аничкова дворца и павильонов в Павловске. Важным этапом его карьерной лестницы стало назначение в Комитет строений и гидравлических работ.

К 1818 году Росси стал придворным архитектором. Ему было поручено строительство новой императорской резиденции. В то время территория вокруг столицы была мало застроена, в том числе и Елагин остров. Его архитектор облюбовал для постройки нового дворца. Проект пришелся по душе вдовствующей императрице Марии Федоровне. Удивительно, что в смете Карл указал расходы до копейки и не вышел за ее пределы. Кроме основного здания, выполненного в классическом стиле, зодчий возвел флигель, оранжереи и конюшенный корпус. Рядом разбили парк с музыкальным павильоном, где по выходным играл оркестр.

Михайловский дворец

В 1819-м действующий император Александр I поручил архитектору строительство нового дворца. На его возведение царь выделил 9 миллионов рублей. Предполагалось, что из резиденции откроется вид на Набережную, для этого от Невы построили новую дорогу. Это была значимая работа архитектора, где он получил возможность самостоятельно формировать городское пространство. В центре города появилась новая улица - Инженерная. Ранее построенный Михайловский замок, и возведенный Михайловский дворец, разделила улица Садовая. Работа была завершена через 6 лет, однако вскоре после открытия Росси довелось оформлять церемонию прощания с императором после восстания декабристов.

«Приведение в правильность»

Большим вкладом в создание архитектурного облика города стал архитектурный ансамбль Дворцовой площади. Зимний дворец оставался центром композиции, напротив архитектор расположил арку главного штаба. Ее автор задумал в честь победы в отечественной войне 1812-го. Общая длина композиции Главного штаба составляет 580 метров, уникально его внутреннее убранство.

В 1829-м архитектор приступил к строительству Сената, а через год по соседству с ним появилось здание Синода. Главным элементом композиции стала Триумфальная арка. В связи с кончиной Александра I проект заморозили, восстановить его смог лишь новый император Николай I. Торжественное открытие арки состоялось в 1828-м.

Александринский театр

Театр на Александринской площади принято считать одним из самых удачных творений Росси. Квартал от Фонтанки до Невского проспекта изменил свой облик и превратился в единый ансамбль. Рядом с легким и изящным зданием театра, хотя оно довольно внушительное по площади, появилась Публичная библиотека и улица – Театральная. Спустя годы ее переименовали в улицу зодчего России.

Личная жизнь

Во время пребывания на Елагином острове 43-летнему архитектору сопутствовал не только успех в работе, его ожидали изменения в личной жизни. В этот период он встретил юную особу Софью Андерсон, и вскоре девушка стала его женой. Так как у пары не было детей, Карл написал письмо императору с просьбой усыновить малышей. Александр I прошение одобрил, и вскоре четверо ребятишек получили фамилию Росси.

Отойти от дел архитектора заставил конфликт с императором Николаем I. Его финальной работой стала колокольня новгородского Юрьева монастыря. Карл Росси дожил до преклонного возраста, не получив званий и наград. А его творения и сегодня заставляют замирать сердце от своего величия и красоты.