Общие положения

Современный автомобиль представляет собой сложный механизм, который требует внимания со стороны владельца. Для технического обслуживания требуются запасные части и расходные материалы. К числу расходников относятся трансмиссионные и моторные масла. Когда у владельца транспортного средства появляется необходимость приобрести автомасло, надо четко себе представлять, для каких целей. Если достаточный опыт в этом деле отсутствует, эксперты рекомендуют обратиться на станцию технического обслуживания.   

Трансмиссионные масла используются для смазки шестерен и валов в коробке передач, ведущих мостов, рулевых механизмов и прочих узлов, где это предусмотрено инструкцией по эксплуатации. Получают смазочную жидкость методом селективной очистки остаточных фракций при перегонке нефти. К этой жидкости, чтобы она получила определенные свойства, добавляют противоизносные и противозадирные присадки. Концерны, поставляющие автомобили на мировой рынок, производят трансмиссионные масла под собственным брендом.

Автовладельцу важно знать, что трансмиссионные масла не требуют частой замены. Если условия эксплуатации соответствуют параметрам, указанным в техническом паспорте транспортного средства, то замена производится через три-пять лет или определенного пробега. Моторные масла производятся по иной технологии. Они используются для смазки поршневых групп в двигателях внутреннего сгорания. Конечный продукт создается путем смешивания базовых жидкостей, присадок и полимерных загустителей. 

На рынке представлены различные виды моторного масла. Прежде чем совершать покупку, следует четко представлять, какой вид продукта используется в конкретном транспортном средстве. Правильно выбранное масло залог длительной и надежной эксплуатации автомобиля. Дорогостоящий продукт не дает гарантии на длительный межремонтный период. Чтобы получить оптимальный результат, нужно иметь общие представления о свойствах автомасел. 

Свойства моторных масел

Двигатель внутреннего сгорания функционирует в определенных условиях. Наиболее критичное условие – высокая температура. Технологи выделяют следующие три зоны, в которые попадает масло в процессе рабочего цикла:

·         Камера сгорания цилиндра;

·         Сопряжение цилиндр-поршень;

·         Картер.

В камере сгорания температура достигает двух тысяч градусов. В таких условиях масло частично сгорает и частично откладывается на стенках цилиндра в виде нагара. При регулярном образовании нагара поршневая группа изнашивается за короткий срок.

Чтобы избежать сверхнормативного износа, при производстве автомасла контролируется ряд важных характеристик. Вязкость масла изменяется под воздействием температуры. Повышается температура окружающей среды, снижается вязкость технической жидкости. И наоборот. Чтобы обеспечить заданные характеристики, по определенному рецепту смешивают базовую жидкость и определенные присадки. Всесезонное масло не меняет своей вязкости в диапазоне температур от -50 до +50 градусов.   

Пределы допустимой вязкости определяются конструктивными особенностями двигателя. Конкретные показатели вязкости регламентируются стандартом SAE. Чтобы избежать некорректности при выборе и покупке масла, разработана специальная система классификации. Для обозначения зимней смазки используется литера W (winter). Многолетняя практика эксплуатации автомобилей в России, свидетельствует, что выгоднее использовать всесезонное моторное масло. 

Следующее свойство, которое контролируется компанией-производителем, называется коксуемость. В любом масле при сгорании образуются нагар и смолы. По своим физическим свойствам вещества подобного типа обладают абразивными способностями. Другими словами в сопряжении цилиндр-поршень они действуют как наждачная бумага. Естественно, что износ поршневой группы и прочих элементов при таких условиях резко ускоряется.  

Качественные моторные масла обладают моющим эффектом. Применение специальных присадок позволяет очищать внутренние поверхности двигателя от нагара лака и прочих вредных соединений. Когда приходится самостоятельно выбирать моторное масло, рекомендуется обратить внимание на такие важные параметры как температура вспышки и застывания. Температура застывания при эксплуатации автомобиля в зимних условиях должна быть как можно ниже.

Классификация моторных масел

Чтобы продлить эксплуатационный период своего автомобиля, приходится вникать в некоторые технические тонкости. Простейшее действие – выбор моторного масла нужно совершать в здравом уме и светлой памяти. И не экономить на мелочах. В торговой сети представлены смазочные материалы на следующей основе:

·         Минеральная;

·         Полусинтетическая;

·         Синтетическая.

Моторное масло на минеральной основе получают путем перегонки первичной нефти. В текущий момент эта смазка используется на подержанных автомобилях, эксплуатационный период которых перевалил за двадцать лет. При низких температурах «минералка» густеет.  

В составе полусинтетического смазочного материала присутствует определенная часть минеральных соединений. При этом более пятидесяти процентов составляют присадки, которые синтезируют с помощью технологий органической химии. На сегодняшний день владельцы отечественных автомобилей, в своем большинстве, отдают предпочтение полусинтетике. Такой выбор облегчает использование машины зимой и позволяет ощутимо экономить бюджет.

Смазка на синтетической основе обладает высокими эксплуатационными и техническими параметрами. Доля минеральных веществ в продукте сведена к минимуму. Вязкость масла сохраняет стабильные параметры в широком диапазоне температур. Обладает свойством очищения двигателя. Малая летучесть продукта обеспечивает экономный режим использования. Единственный недостаток – высокая стоимость.

Особенности маркировки

При техническом обслуживании и текущем ремонте частенько приходится менять моторное масло. В специализированных магазинах представлен широчайший ассортимент смазочных материалов. Чтобы облегчить автовладельцу поиск нужного продукта, на емкости нанесена специальная маркировка. На марке важно отметить сферу использования продукта. Для бензиновых двигателей ставится марка «S». Для дизельных – «C». Второй знак указывает дату производства. Причина этого в том, что с течением времени состав масла меняется.  

По международной классификации, в смазочные материалы каждые три-пять лет добавляются новые присадки. Использовать обновленную смазку для подержанных машин не рекомендуется. Следует знать, что стандарты качества в Европе и США имеют отличия. Поскольку российский автомобильный рынок наполняется из разных источников, о сути этих отличий владельцу желательно знать. Знать и руководствоваться при покупке.

Грамотно выбранное моторное масло способствует длительной и бесперебойной эксплуатации транспортного средства. При выборе конкретного смазочного материала нужно не только правильно расшифровать маркировку на емкости, но и соотнести полученную информацию с техническим состоянием автомобиля. Для новых машин необходимо использовать только тот вид моторного масла, который указан в техническом паспорте. Если автомобиль старенький, то можно отступить от строгих требований.