О сюжете

Юная Вера ведет неспешную жизнь в небольшом приморском поселке. На берегу моря она встречает военного Ларичева, за которого вскоре выходит замуж. Она влюблена в него со всей самоотверженностью на которую только способна наивная девушка, мечтающая о семье, детях и уютном доме. Но уже взрослый мужчина, имеющий сына и неудачный брак за плечами, ставит долг Родине превыше всего.

Как только Вера узнает, что в семье должен появиться ребенок, Ларичев заставляет ее сделать аборт. Он считает, что не сможет защитить свою семью от возможных бед. Ведь страна находится на грани войны. Даже своего сына от первого брака мужчина отправляет в интернат, хотя видит, как сильно Вера привязалась к мальчику. 

Вскоре начинается война. Она разделяет их на долгие годы. Вера работает в госпитале, ждет мужа и помогает своей подруге с двумя маленькими детьми. Ларичев находится на фронте. Вернувшись домой, он не может справиться с последствия войны и умирает от сердечной недостаточности. Вера не представляет как ей жить дальше. Но судьба дарит второй шанс на счастье.

Актерский состав

Процесс подбора актеров для съемок в этой картине оказался для Станислава Говорухина непростым. Оставалось несколько месяцев до планируемой даты начала съемок, а кто предстанет в образе главной героини Веры режиссер не знал. Хотя склонялся к кандидатуре Марии Мироновой. Не было уверенности и в отношении другого ключевого персонажа-военного Ларичева. В конце концов Говорухин на эти главные роли утвердил Машу Миронову и Владимира Гуськова. Но актерскому дуэту не суждено было реализоваться в этой картине. Волею случая в последний момент первокурсница театрального училища Светлана Ходченкова успела предложить свою кандидатуру на роль Веры. Смущенная, запыхавшаяся начинающая актриса с белокурой косой и пышными формами была сразу утверждена режиссером на главную роль. 

Известно, что эта работа в кино для Светланы Ходченковой была дебютной и, что бывает редко, сразу принесла номинацию на престижную российскую кинопремию «Ника». Кроме того, Станислав Говорухин предложил молодой актрисе продолжить сотрудничество и в других своих картинах. Единственным условием была необходимость сохранить те внешние данные, которые и привлекли режиссера изначально. Но Ходченкову не прельщала вероятность создать в кино один единственный образ русской красавицы. В 2005 году она успешно окончила Театральный институт имени Бориса Щукина и продолжила сниматься в кино. Предложений было более чем достаточно. После своей дебютной работы актриса появилась более чем в пяти десятках картин. Среди них «Жена Сталина» (2006), «Тихая семейная жизнь» (2008), «Любовь в большом городе» (2009), «Служебный роман. Наше время» (2011), «Краткий курс счастливой жизни» (2011) и другие. В 2011 году была представлена картина Томаса Альфредсона "Шпион, выйди вон!", которая стала дебютной голливудской работой актрисы. В 2013 году она предстала в роли доктора Виктории Грин в боевике "Росомаха: Бессмертный". 

Еще один ключевой персонаж картины-военный Ларичев, возник в образе Александра Балуева учитывая то, что Светлана Ходченкова исполнит роль Веры.

Для него работа в этом фильме была далеко не первой. Он тому моменту он уже имел опыт работы в театре и кино. Несколько лет он выступал на сцене Центрального театра Советской Армии, который позже сменил Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой. Однако широкая популярность к актеру пришла в 1995 году после съемок в кинокартине «Мусульманин», где он предстал в роли брата главного героя. Также на счету Александра Балуева работы в таких фильмах, как «Миротворец» (1997), «Антикиллер»(2002), «Турецкий гамбит» (2005), «Кандагар» (2010) и прочие.

В отличие от главных героев, актеры на второстепенные роли были утверждены режиссером сразу. Роль Анны Степановны, матери главной героине, сыграла актриса театра и кино Ирина Купченко. С 1970 года и по сегодняшний день актриса служит в Государственном академическом театре имени Е.Б. Вахтангова в Москве. Её роли в кино «Дворянское гнездо» (1969), «Обыкновенное чудо» (1978), «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Приходи на меня посмотреть» (2001) и многие другие. Она является воплощением той актрисы, которая способна идеально воссоздать образ своего персонажа в самых разножанровых картинах.

Иные роли второго плана также были сыграны выдающимися актерами советского и российского кинематографа, такими как Александр Михайлов, Инна Чурикова, Нина Маслова и другие. 

Реальная история

Фильм «Благословите женщину» стал экранизацией повести «Хозяйка гостиницы». Станислав Говорухин был впечатлен историей самоотверженной любви русской женщины к своему мужу, чья жизнь была посвящена службе Родине. Произведение не являлось художественным вымыслом автора. Это реальная история простой русской женщины, которая вдохновила Елену Вентцель на написание повести.

Елена Вентцель, профессор, доктор технических наук, помимо научных трудов, создавала и литературные произведения. Она творила под псевдонимом И. Грекова, который имеет забавное прочтение «игрекова».  А 1976 году Вентцель представила читателям повесть «Хозяйка гостиницы». Как оказалось, вдохновением послужила реальная история Ольги Кирюшиной, хозяйки домика, который Елена Вентцель снимала во время семейного отдыха в Одессе. Она настолько прониклась к постоялице, что за одним из разговоров поведала непростую историю своей жизни.

Впоследствии эта случайная встреча для двух женщин обернулась крепкою дружбой, которая длилась много лет. Ни главные герои Кирюшины, ни автор повести, не дожили до момента экранизации такой знакомой для них истории. Но режиссер бережно отнёсся к изложению своей версии произведения. Он сумел перенести напечатанные строки повести на киноэкран, передав всю любовь и боль главных героев.

Отзывы о фильме

История простой русской девушки, представленная в 2003 году, вызвала неоднозначные эмоции у зрителей. Уж слишком противоречивыми получились образы главных героев в фильме Станислава Говорухина. С одной стороны критики восхищены главной героиней, воплощающей в себе образ русской женщины, умеющей быть безгранично преданной своему мужчине, сострадательной, послушной и всепрощающей. С другой стороны рецензии полны негодования: «кому и зачем это нужно?». Ведь Вера отказывает себе даже в самых первородных желаниях быть мамой, быть рядом с любимыми людьми, ставя свой долг перед мужем превыше всего и всех. При этом ее единственное право - «быть любимой». Но и тут зрители недоумевают. Уж очень своеобразно Ларичев реализует его. 

Но могли ли быть главные герои другими? Нужно помнить, что основное действие фильма происходит на фоне непростых военных лет. Пожалуй, Ларичев и не мог быть другим.

Суровый, преданный своему долгу и Родине, он любил свою женщину так, как умел. Все его существо настолько пропитано коммунистической идеологией о долге и чести, что столкнувшись в послевоенное время с несовершенством системы, он заболевает и, в конце концов, погибает. Вера же представляет собой собирательный образ идеальной русской женщины. Кажется, что она хрупка и ранима, а порой безвольна и даже глупа. Но именно в ней заключена невероятная сила духа, которую нельзя сломить.

Замечательная игра актеров, очень тонко передающая характер каждого из персонажей, заставила зрителей любить и ненавидеть, сострадать и недоумевать. А после просмотра фильма испытывать легкую грусть и желание вновь пересматривать эту историю о жизни двух простых людей.