Что значит юзабилити для сайта

Если сайт сложен в использовании, его будут закрывать пользователи. Если основная страница не показывает сферу работы сайта или же те данные, которые посетитель может использовать, результат будет тем же – сайт закроют.

Также при плохой адаптированности сайта под аудиторию пользователь не сможет сориентироваться на его страницах и закроет на первых же секундах. Ситуаций может быть множество, но объединяет их одно – плохой показатель юзабилити, при котором сайт не только сложен в навигации, но и не представляет информационной пользы для посетителя.

Критерии оценки юзабилити

Оценить юзабилити сайта можно по пяти критериям:

  1. Ориентация – насколько просто посетителям сайта совершать простейшие действия на нем (мешают ли переходить на другие страницы рекламы, аддоны, автоплеи и «всплывашки»). То есть чем меньше будет отвлекающих элементов на страницах сайта, тем быстрее будет найдена нужна информация и тем больше вероятность того, что пользователь зайдет на сайт еще раз.
  2. Эффективность – скорость, с которой пользователь сориентируется на интернет-ресурсе и совершит те действия, ради которых он здесь появился.
  3. Запоминаемость – то, насколько запомнится сайт и насколько быстро на нем будет действовать пользователь после долгого отсутствия.
  4. Ошибки – количество программных, дизайнерских и интерфейсных ошибок, методы их ликвидации и т.д.
  5. Удовлетворенность – субъективная «довольность» пользователя, эмоциональное восприятие интернет-ресурса.

При этом последний критерий является достаточно сложным и важным, так как он основан на параметрах информационной полезности сайта, качества его дизайна и навигации, а также на удобстве отображения всего ресурса в целом.

Когда следует начинать работу над юзабилити своего сайта

На самом деле это постоянная процедура, которой нужно заниматься едва ли не в первый день работы интернет-ресурса. Многие специалисты отмечали, что юзабилити – это тот критерий, который должен быть одним из основных на всех этапах разработки сайта, поэтому стоит заниматься тестированием этого быстро и основательно. Вот лишь несколько правил и условий, позволяющих получить верную оценку юзабилити на разных этапах создания своего интернет-ресурса:

  1. Тестирование своего старого сайта перед тестированием его нового варианта. Это простое действие поможет владельцу выявить слабые и сильные стороны прошлой версии, чтобы ничего не упустить из виду во время создания новой версии.
  2. Проведение оценки интернет-ресурсов компаний-конкурентов. Это бесплатный и достаточно эффективный метод получения конкурентоспособных данных, позволяющих сделать собственный сайт таким же или лучше, чем у сайтов-конкурентов.
  3. Проведение полевых исследований, позволяющих понять, как именно пользователь поведет себя на сайте.
  4. Создание напечатанных на бумаге версий сайте и их предоставление потенциальным посетителям. Здесь важно помнить о том, что чем меньше ресурсов и времени потратится на корректировку и правки интерфейса, тем больше будет времени на правки после всех остальных тестирований.
  5. Поиск тех корректировок, которые позволят сделать уровень юзабилити лучше. Тестирование юзабилити нужно проводить после каждой правки в его коде, интерфейсе и функционале.
  6. Проверка окончательного варианта ресурса на соответствие критериям юзабилити.
  7. Повторное тестирование перед окончательным запуском сайта.

При этом важно не откладывать тестирование юзабилити сайта на последний момент, ведь большинство серьезных и незначительных погрешностей будет тяжело исправить на финише из-за несостыковки между мнением дизайнера, программиста, целями сайта, скриптами и позиционированием ресурса в интернете.

Как улучшить юзабилити: работа с сайтом и пользователями

Существует некоторый базис работы с сайтом, который важно знать. Если придерживаться нескольких правил, можно свести к минимуму работы по тестированию юзабилити. Также можно протестировать и определить стратегию по улучшению юзабилити с помощью пользователей. Ниже будет представлено оба варианта действий.

Работа с сайтом

  1. Меню. Оно должно быть проработанным и удобным для навигации. Если есть какая-либо важная информация, следует вынести ее на отдельную страницу и проставить ссылки на основной странице.
  2. Правильная перелинковка. Наличие на сайте перелинковки позволит как повысить позиции сайта в поисковой выдаче, так и улучшить факторы поведения пользователей.
  3. Хлебные крошки. Представляются они обычно в виде горизонтальной полоски, находящейся в верху сайта. Хлебные крошки – это указание той страницы, на которой находится пользователь (равнозначно как путь до папки на компьютере).
  4. Карта сайта. Наличие карты сайты позволит органично показать все разделы, категории и страницы, расположенные на сайте.
  5. Важная информация. Для большего удобства следует отображать самую важную информацию на основной странице или же на видимой части сайта (сбоку или сверху).

Важно: пользователи читают текст слева направо, поэтому их внимание концентрируется в основном на левой половине сайта и на тех элементах, которые расположены именно там.

Работа с аудиторией

Еще один способ – это проведение аудита своего интернет-ресурса и получение оценки юзабилити. Существует 3 основных компонента тестирования сайта:

  1. Сбор группы, в которой должно быть подавляющее количество представителей целевой аудитории.
  2. Выдача группе заданий, заключающихся в выполнении самым простых и примитивных действиях на сайте.
  3. Наблюдение за действиями каждого отдельного члена группы, анализ того, что вышло и что не получилось.

При этом важно, чтобы наблюдающий сидел тихо и не привлекал к себе внимание движениями или советами. Любые советы или помощь моментально внедряют в головы иные направления действий, что становится причиной появления некорректных результатов теста.

Работа юзабилити-специалиста

В первую очередь юзабилити-специалист является консультантом, старающемся найти соглашение между пользователями и потребностями клиентами. Выполняя задачи, специалист по юзабилити может заниматься следующими работами:

  1. Проведение исследований пользователей и их мнений для выявления пользовательских требований к сайту.
  2. Сбор требований бизнеса и заказчика к сайту.
  3. Оценка интерфейса сайта при его наличии (при этом специалист может произвести оценку как самостоятельно, так и с привлечением экспертов).
  4. Создание макетов (если сайта нет), способных полностью удовлетворить требования заказчика и пользователей.
  5. Дача рекомендаций относительно структуры навигации, текста и терминологии.

Тем не менее, как уже было отмечено выше, конечный успех интернет-ресурса будет зависеть как от удобства выбранного интерфейса, так и качества сайта. Добросовестный и честно отрабатывающий день специалист сможет сообщить обо всех замеченных проблемах, даже если эти проблемы никак не связаны с интерфейсом.

При зачислении юзабилити-специалиста в штат главной его задачей будет не только оптимизация сайта, но и налаживание рабочего взаимодействия между работниками и подразделениями компании. Это входит в правильно подобранную стратегию улучшения рабочего процесса.