Жесткая необходимость  

На современном этапе развития информационных технологий телевидение нуждается в свежих подходах и формах. Зрители старшего возраста помнят те времена, когда эксперты и аналитики предрекали исчезновение газет и журналов. Их нишу должен был занять телевизор. Однако по прошествии нескольких десятилетий ничего подобного не произошло. Некоторое время тому назад, когда стартовало бурное развитие интернета, появилось мнение о закате телевизионной эпохи. На сегодняшний день жизненный опыт подсказывает, что «закат» будет продолжаться многие десятки лет.

Однако интуиция и предчувствия не повод для расслабухи. Продюсеры и режиссеры уже не первый год озабочены привлечением зрительской аудитории к телевизионным передачам. Многочисленные сериалы продолжают выполнять поставленные перед ними задачи. В то же время статистика фиксирует снижение интереса к этому формату подачи информации. Особенно это заметно в летний сезон, когда значительное число россиян проводит время на дачных участках.  

И для специалистов, и для зрителя не является секретом, что российское телевидение давным-давно формируется по зарубежным клише и шаблонам. В этом нет ничего предосудительного. По сути, это простой и наименее затратный способ создать информационный продукт для массового потребления. Скетч-шоу пользуется стабильным спросом у зрителей в Европе и Америке. Короткий ролик с участием популярного актера, музыкального сопровождения и смехом за кадром привлекает внимание людей разного возраста.  

На нескольких российских телеканалах, почти одновременно, началась трансляция коротких роликов юмористического содержания. Как правило, это были позаимствованные и адаптированные к местным условиям зарубежные проекты. Из этого ряда заметно выделялся сериал под названием «Шесть кадров». Оригинальную идею ситуационной комедии предложил опытный продюсер Вячеслав Муругов. Отличие заключалось в том, что постоянные персонажи в сюжетах отсутствовали. При этом работали в кадре шесть актеров, зачисленные в штат. 

Над чем смеемся  

Реализация проекта в юмористическом жанре требует основательной и всесторонней подготовки. Смеяться и подшучивать можно над человеком, его поведением и поступками. Вечной темой для въедливого юмориста служат семейные отношения. Противостояние мужа и жены. Взаимная «любовь» зятя и тещи. Непослушные дети и бестолковые родители. Всякий раз, просматривая подобные сюжеты, зритель невольно примеряет происходящее на экране к собственной жизни. Бывает, что картинка с экрана надолго остается в памяти.  

Продюсеры и сценаристы проекта «Шесть кадров» прекрасно понимали, что герой очередного сюжета должен быть близок зрителю. Или наоборот, находиться на противоположной позиции. Взаимоотношения в семье влияют на манеру поведения человека в социуме. Советские и российские писатели всякими способами и всеми силами боролись с человеческими пороками. В числе этих пороков наглость, лень, пьянство. Бороться с ними, что называется, в лоб, малоэффективно. Актеру необходимо обратить внимание зрителя на какую-нибудь характерную деталь. 

Создатель проекта «Шесть кадров» видел конечную цель и создавал команду способную реализовать поставленные задачи. Чтобы привлечь и удержать внимание разновозрастной аудитории, без освещения социальных проблем обойтись невозможно. Образы исторических личностей появлялись на экране нечасто, но регулярно. В таких сюжетах не очень важно хороший персонаж или плохой, главное добиться внешнего сходства. При этом речь героя должна звучать коротко, но содержательно.   

По своим техническим параметрам программа динамична и разнонаправленна. Для каждого скетча создается свой оригинальный сценарий. Поскольку одному отдельно взятому сценаристу невозможно предоставить время для работы, пришлось сформировать полноценную команду. Готовый сценарий обсуждается на художественном совете и запускается в работу. А на подходе должен быть готов уже следующий. По сути, создание сценариев ставилось на поток. Костяк коллектива составили выходцы из КВН. Практика показала, что некоторые сюжеты рождались экспромтом, во время съемок.  

Актерский коллектив  

Подбор актеров для любого проекта процедура сложная и ответственная. При создании рекламных роликов можно пригласить людей с улицы. Результат будет сердитым и дешевым. Для проекта «Шесть кадров» такой подход не годился. В рамках действующих правил, компания провела полноценный кастинг. Продюсер и режиссер решали комплексную задачу. Мало привлечь в проект талантливых актеров и распределить между ними роли. Очень важно добиться психологической совместимости в творческом коллективе.

Сергей Дорогов пришел в проект с достаточным багажом опыта и знаний. Достаточно отметить, что он снимался в сериалах «Марш Турецкого», «Любовь-морковь», «Виола Тараканова». Имел опыт съемок в коротких роликах. Андрей Кийков выпускник знаменитого Щукинского училища. С 1994 года служит в театре на Таганке. Снимался в картинах «Все включено», «Золотой теленок», «Москва 2017». Успешно участвовал в рекламе чипсов и шоколадных батончиков.

Актриса театра «Сатирикон» Галина Данилова родом из Казани. С детства мечтала стать актрисой. В свое время приехала в Москву и без протекции пробилась в творческую тусовку. Снималась в картинах «Елки», «Девичья охота», «Тариф «Новогодний». В паре с ней работает актриса из Белоруссии Ирина Медведева. Участвовала в театральных представлениях «Факультет юмора» и «Ледниковый период». Обладает хорошими вокальными данными. Исполняет классические романсы, шансон и народные песни.

Народный артист Федор Добронравов известен зрителям по нескольким комедийным сериалам. Сыграл одну из главных ролей в многосерийной картине «Сваты». Имеет большой опыт работы на театральной сцене. Лауреат нескольких престижных премий. С ним дружит Эдуард Радзюкевич. Эдуард не только снимается в кино, но и занимается режиссурой. Принимал участие в программах «Сам себе режиссер» и «Хорошие шутки». 

Успехи и неудачи

По мнению экспертов и некоторых критиков, «Шесть кадров» один из немногих проектов на российском ТВ, который показывает добрый юмор. Успех и многолетняя популярность передачи в значительной мере определяется этим свойством. Даже самые неприятные пороки преподносятся зрителям с легкой грустью. Супружеская неверность, борьба с курением, беспредел правоохранительных органов показываются без злорадостного смакования. И этот момент отмечают почти все зрители.

В перечень критических замечаний заносятся вполне конкретные факты. Наблюдательные зрители отмечают, что определенная часть сюжетов просто списана со старых анекдотов. Люди старшего поколения испытывают легкое разочарование при просмотре таких скетчей. Кое-кто обращает внимание режиссеров на неоправданно затянутые паузы после произнесения шутки. Видимо, этот прием рассчитан на тех зрителей, у которых «позднее зажигание».  

Если подвести общий итог, то проект «Шесть кадров» заслуживает твердую положительную оценку. Особого секрета в успехе нет. Передача адресована обычным людям, которые живут в повседневных трудах и заботах. Каждый следующий день они встречают с надеждой на лучшее. Не всегда эти надежды сбываются. И чтобы не падать духом они смотрят по вечерам любимую передачу.