Детство «девочки с персиками»

Вера родилась 20 октября 1875 в семье знаменитого предпринимателя и железнодорожного магната Саввы Ивановича Мамонтова и его супруги Елизаветы Григорьевны. Кроме Веры у них уже было трое сыновей, и после своих третьих родов Елизавета Григорьевна дала обещание Савве Ивановичу, что следующим ребенком обязательно станет девочка. Так и вышло. После трёх сыновей у супругов Мамонтовых родились две дочери – Вера и Александра. Вера была долгожданным и любимым ребенком в семье.  

Имена для своих детей супруги Мамонтовы выбирали не просто так, а с таким расчетом, что начальные буквы имен детей составляли имя Савва: Сергей – Андрей – Всеволод – Вера и Александра. Многие считали это купеческой блажью, но скорее всего так Елизавета Григорьевна выражала любовь к своему мужу.

Жили Мамонтовы на улице Садово-Спасской, известной всей культурной Москве. Летом семья переезжала в свою подмосковную усадьбу, в село Абрамцево, где всегда царила созидательная и радостная атмосфера. В 1870 году это имение Савва Иванович Мамонтов выкупил у дочери русского писателя Сергея Аксакова. Еще при прежних хозяевах поместье было средоточием культурной жизни. При Мамонтовых эти традиции продлились. В усадьбу съезжались лучшие творческие люди того времени: знаменитые художники и музыканты, искусствоведы и актеры, историки и литераторы.

У Мамонтовых в имении бывали в гостях, а также работали такие русские художники: И. Е. Репин, А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, П. П. Трубецкой, И. С. Остроухов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, И. И. Левитан, певец Ф. И. Шаляпин, писатель И. С. Тургенев.

В детстве Веруша (так звали ее родные) росла жизнерадостной, непоседливой, не по летам развитой девочкой. В Верочке души не чаяли и баловали ее не только отец с матерью, но и все друзья, и гости их семьи.

Муза для художников

Первым опытом Веры в позировании художнику стал портрет Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками». При написании картины самому художнику было 22 года – это всего на десять лет больше, чем его натурщице.  Серов знал Верочку с детских лет, они были дружны. На тот момент Вера воспринимала художника как старшего товарища. Начинающему живописцу с трудом удалось уговорить позировать непоседливую, бойкую девочку, которую так тянуло погулять и пошалить во дворе. Этот портрет потребовал большое число сеансов, и художник потом часто говорил своей музе, что он у нее в неоплатном долгу.

Когда В. А. Серов представил «Девочку с персиками» на столичной выставке 1887 года картина произвела настоящую сенсацию, сразу же получив одобрение, как публики, так и критиков. До сих пор в истории русской живописи это полотно – одно из самых очаровательных детских портретов, наполненных ощущениями света и утренней свежести.

Верочку вскоре стали звать «абрамцевской богиней». Вера Саввична была  вдохновительницей для портретов Виктора Михайловича Васнецова: «Девушка с кленовой веткой», «Боярышня». Также образ Веры Мамонтовой отобразился в картине Васнецова «Алёнушка». Хотя позировала для нее другая девушка, сирота из соседней с Абрамцевым деревни Ахтырка, но главным источником вдохновения была Верочка.

Искусствоведы полагают, что черты лица Веры Мамонтовой у «врубельских»  «Снегурочки», «Египтянки» и Тамары на иллюстрациях к картине «Демон».

Личная жизнь

С середины 1890 года Вера Мамонтова вела активную общественную деятельность в школах и приютах. Она унаследовала этот род занятий от своей матери Елизаветы Григорьевны, которая многое сделала, чтобы в селах Ахтырка и Хотьково (соседние с Абрамцевым деревни) возникли школы, больница и  ремесленные мастерские, в которых бы работали крестьяне и их дети. Воспитанная среди творческих людей, Вера Саввична бывала в Москве на лекциях по истории и литературе. Там она завязала знакомство с Софьей Самариной, сестрой своего будущего мужа.

Софья и Вера стали очень дружны, и Мамонтова стала частым гостем в доме Самариных. Самарины были представителями древнего дворянского рода, состоящего в родстве с Трубецкими, Волконскими, Ермоловыми, Голицыными, Оболенскими, поэтом Жуковским.

Очаровательная Верочка сразу понравилась Александру Дмитриевичу Самарину. Он несколько раз просил благословения своих родителей на брак с Верой, но всегда получал решительный отказ. Владельцы древнейшей дворянской фамилии и обладатели больших земельных наделов не хотели и слышать о родстве с купцами Мамонтовыми.

Это для художников Верочка была музой и вдохновительницей, а для родителей ее возлюбленного она считалась всего лишь дочерью богатого «купчишки». Только после смерти Самарина-старшего, мать  Александра Дмитриевича уступила и благословила сына на брак с Верой Мамонтовой.

26 января 1903 года Вера Саввична Мамонтова стала женой Александра Дмитриевича Самарина. В этом браке родилось трое детей: Юрий, Елизавета и Сергей. К сожалению, этот союз проверенный временем, построенный на любви, взаимном доверии и уважении просуществовал менее пяти лет.

Жизнь Веры Мамонтовой внезапно оборвалась. Она умерла 27 декабря 1907 года от скоротечной пневмонии. Вера прожила очень короткую жизнь, всего лишь 32 года, но ее образ будет вечно жить на полотнах великих русских художников.