Афанасий Никитин – известная личность в русской истории. Он побывал в Индии за четверть века до ее посещения знаменитым Васко да Гама, оставил после себя великолепный исторический документ, описывающий быт, культуру, политику, религии и географию заморских стран. Но о нем самом очень мало сведений, и они довольно любопытны.

Ранние годы

Известно, что Афанасий родился в крестьянской семье в Твери где-то в начале 15 века. Точная дата рождения неизвестна. С юных лет он участвовал в купеческих морских «походах», посетил Византию, Крым и Литву, причем по какой-то причине товары он вез на одном корабле, а сам путешествовал на другом, взяв с собой целый сундук книг.

Удивительным является то, что упоминается в летописях этот предприимчивый крестьянский сын не иначе как «Афанасий, Никитин сын» – то есть это не фамилия путешественника, а его отчество, которое дозволялось носить только знатным людям в русских княжествах. Это и некоторые другие факты дают возможность предположить, что наш герой был не столько купцом, сколько полномочным послом великого Тверского князя.

Это было сложное время для Руси, раздробленной на три княжества – Тверское, Московское и Рязанское, и три республики – Псков, Вятка и Новгород. В 1462 году трон московского княжества занял Иван III Васильевич, который, как и его потомок, более известный в истории, получил прозвище Грозный. Он буквально утопил соседей в крови, огнем и мечом пытаясь объединить республики и княжества под своей дланью.

Начало путешествия

О дате начала скитаний Афанасия существуют противоречивые сведения. Из разных источников ясно, что все началось в 1458году или же в 1466-м. Возможно, путешествий было два – первое, датированное 1458-м годом, было «хождением» в Астрахань и Казань, а уже в 1466 году Никитин отправился в Ширванскую землю (ныне Азербайджан). Причем известно, что у него на руках были верительные грамоты от самого Тверского князя Михаила Борисовича и от архиепископа Геннадия. Что уже удивительно для обычного купца, тем более с биографией «крестьянского сына». Очевидно, что у путешественника была дополнительная дипломатическая миссия.

Поначалу купец двигался по Волге, маршрут пролегал мимо владений Московского князя, но между двумя государствами пока не началась война, и Афанасия пропустили с миром. Причем Никитин уже начал свои записки и в них указано, что он хотел присоединиться к Василию, послу князя Московского в Ширване, но тот уплыл сам, не дождавшись Никитина.

В Нижнем Новгороде купец задержался почти на две недели, дожидаясь ширванского посла, отправляющегося на родину с царским подарком от Московского князя – целой стаей ловчих кречетов. Некоторые историки утверждают, что это иносказание – под понятием «кречеты» могли скрываться ратники, отправленные Московией в помощь ордынским государствам, согласно договору. Корабли посла ушли далеко вперед.

Путь Никитина пролегал через Волгу и Каспий, он вез пушнину и другие товары, но под Астраханью корабли сели на мель, а лихие люди хана Касима перехватили купеческий караван и почти полностью его разграбили, забрав и судно с товарами. В караване осталось лишь два корабля, а вернуться купцы уже не могли – многие из них брали товары «под реализацию» и по возвращению их не ожидало ничего хорошего.

В Каспийском море на крохотную экспедицию налетел шторм, и купцы лишились еще одного корабля у дагестанской заставы Тарки. Местные воины, кайтаки, увели в полон почти всех оставшихся купцов и их челядь. Афанасий Никитин решил двигаться в Дербент, где можно было найти удачные торговые варианты и попробовать вызволить пленников. Там он нашел Василия и ширванского посла и убедил их спасти плененных купцов.

Шах Ширвана получил свои дары, но несмотря на все просьбы купцов, не оплатил им дорогу домой. И они разбрелись кто куда в поисках возможностей вернуться на родину. Некоторые остались в Шемахе, другие побрели пешком домой, а некоторые отправились в Баку за тем, чтобы найти там работу. С ними пошел и Афанасий, но долго он там не задержался.

Персия и Индия

Никитин продолжает свои записи и в Персии, о которой у него записано мало впечатлений. Из города Рея он пошел к Кашану, пробыл там месяц и отправился в Найин, потом в Йезд, а затем объявился в крупном портовом городе Лара, населенном мореплавателями и купцами, стоявшем на берегу «Индийского (Аравийского) моря». Здесь на последние деньги он приобрел породистого жеребца и решил плыть в Индию, чтобы выгодно его продать. Путешествие из Лара в Чаул, порт на западе Индии обошлось Афанасию в сто рублей и длилось шесть недель.

И вот Индия, в которой он провел почти 4 года, занимает в записках знаменитого путешественника огромную часть. Он был буквально очарован разнообразием и экзотичностью культур, людей, традиций и товаров. На своем коне он около месяца добирался до Джунира, а затем еще несколько недель ехал в Бидар, подробно описывая все, что встречал по дороге. Кроме того, в его дневнике множество размышлений о боге, религии, записи молитв и обрядов. Никитин был первым «белокожим» человеком, описавшим удивительного зверя – обезьяну.

Афанасий огорчался, что «на Русскую землю здесь нет товара», рассказывая о продаваемых слонах, рабах и тканях. Описывал разительный контраст между роскошью, в которой живут индийские «бояре» и жуткой нищетой обычного люда. Он исследовал храмы индийских богов, подробно описав традиции и устои местной религии. В это время в дневнике путешественника появился и географический путеводитель, с указанием расстояний между городами, перечнем товаров и политическим устройством каждого города.

Дорога домой

В 1472 году Афанасий решил, что вдосталь насмотрелся на заморские диковинки и пора отправляться домой. Последние месяцы он провел в Кулуре, городе, известном своими алмазными копями и мастерами ювелирного дела. Через Голконду, а затем и Гульбаргу вышел к морю в Дабуле, где заплатил два золотых владельцу парусника, отправляющегося в Ормуз, крупный порт на берегу Персидского залива.

Спустя месяц Никитин вышел на сушу в Эфиопии, где он провел около месяца, дополняя свои заметки путеводителем по местным селениям и торговым тропам, а затем отправился к Черному морю через Шираз, Испагань и вышел к Тавризу, где стал дорогим гостем Узун-Хасана, могущественного властителя Туркменской державы, хозяина Ирана, Армении, Месопотамии и частью Азербайджана. Каким образом простой купец смог добиться привилегии быть дорогим гостем, история умалчивает. И снова исследователи полагают, что Афанасий был не так прост, как утверждают государственные летописи. Скорее всего он сохранил свои «полномочные» бумаги.

На Русь путешественник отправился через Черное море, решив отплыть из Трапезунда, но здесь его ограбили турки, забрав все пожитки и бумаги Афанасия, видимо, принимая его за шпиона или посла. Но ему удалось сесть на корабль, плывущий в Кафу, колонию генуэзских купцов. На берег он высадился в ноябре 1472 года и отправился в Смоленск, как обычно задерживаясь в каждом селении и описывая быт и традиции.

Книга и смерть

Рукописный и объемный труд Никитина «Хождение за три моря» – один из самых достоверных документов той эпохи, ценный географический, исторический, литературный и политический вклад. Неизвестно, каким образом путешественник умудрился сохранить свои рукописи, любопытна обширная карта его скитаний, как и довольно необычен интерес к его дневнику влиятельных людей того времени.

Афанасий умер в 1474 году под Смоленском, входившим тогда в состав Литовского княжества, совершенно загадочным образом. Мало того, его дневник тут же оказался в руках дьяка Мамырева, который быстро переправил его Московскому князю. Некоторые историки полагают, что купца попросту выследили в дороге домой соглядатаи Иван III, чтобы забрать у Никитина рукописи, по каким-то причинам важные для князя. Сведения, которые содержала рукопись, вполне годились на роль исчерпывающих «разведданных» о странах Востока, особенно Индии.

Так что же открыл русский путешественник Никитин? Все просто – в его книге впервые для европейского человека были приведены сведения о Восточных государствах, об их политическом и культурном укладе, о животных и людях, населяющих заморские страны. Его книга дала толчок развитию торговли, свежим географическим исследованием, открыла новые пути для исследователей и путешественников.