Ранние годы

Фрэнк Ллойд Райт родился в 1867 году в североамериканском городке Ричленд-Сентер в семье педагогов. Его отец совмещал преподавание музыки с церковной деятельностью, поэтому мальчик воспитывался по канонам церкви. После того, как родители развелись, Фрэнку пришлось взять на себя заботу о матери двух младших сестрах, обеспечивать их материально. Райт получал образование на дому, не посещая школу. В детстве он часами играл с развивающим конструктором «Киндергартен», а мать окружила его картинами, гравюрами и альбомами. Поэтому решение молодого человека стать студентом инженерного факультета Висконсинского университета стало закономерным.

Уже во время учебы юноша помогал работе местного инженера-строителя. Получить ученую степень Ллойду так и не довелось, в 1887-м он переехал в Чикаго и поступил в архитектурную контору Джозефа Силсби. Следующим шагом в карьере начинающего архитектора стало сотрудничество с фирмой «Адлер и Салливан», откуда Фрэнка уволили в 1893-м за то, что он стал готовить проекты «на сторону». После этого Ллойд организовал собственную фирму и через четыре года уже имел в своем багаже пять десятков проектов домов.

Стиль Прерий

В 26 лет у Ллойда появился свой собственный стиль. Многому он научился в Салливана – «великого архитектора того времени». В работах начинающего специалиста впервые родилась органическая архитектура. Для зданий этого стиля характерны гладкие горизонтальные линии. Дома отличаются плоскими крышами и карнизами, которые выпирают из основной проекции постройки, они сразу заметны по горизонтальным рядам и створчатым окнам. В таких конструкциях много остекленных поверхностей и открытых интерьеров, в которых не предусмотрены перегородки между кухней, гостиной и столовой.

Главное отличие строений в стиле прерий – они гармонично вписываются в природный ландшафт и не создают впечатление громоздкости. Линии, параллельные земле, и протяженность вдоль линии горизонта создают единство конструкции. За первое десятилетие 20 века Ллойт создал сто двадцать проектов и построил несколько десятков домов в стиле Прерий. Их хозяевами в основном были бизнесмены и люди среднего класса. Наиболее ярким примером такой архитектуры стал дом Робби, возведенный в Чикаго в 1907 году.

Свою собственную резиденцию Фрэнк также построил в стиле Прерий. Она получила название резиденции Талиесин. Выбор местности стал неслучайным, когда-то эти земли принадлежали матери Райта. Название Талиесин имеет валлийские корни и переводится как «сияющий лоб». Архитектор расположил дом на «лбу» холма, он включал три крыла, где располагались жилые помещения, хозяйственные постройки и офис. При постройке использовались местные материалы: известняк, песок, поэтому здание гармонично списалось в ландшафт.

К 1910-му году Ллойд вошел в число самых именитых архитекторов Америки, мода на новый стиль распространялась с большой скоростью. Новаторской архитектурой заинтересовался сын знаменитого бизнесмена Эдгар Кауфман, когда посещал творческую мастерскую Райта. Он уговорил отца выделить средства на постройку макета целого города. Сотрудничество Фрэнка и семейства Кауфманов продолжилось при возведении знаменитого «Дома над водопадом» в «Медвежьем ручье». Ллойд создавал не только внешний облик, но и интерьер здания. Все последующие годы Дом служил резиденцией семьи бизнесмена Кауфмана. С 1964-го постройка открыта для публичных посещений, каждый год в этот экзотический уголок Пенсильвании приезжает 120 000 человек. На сегодняшний день постройку оценивают в 2,5 миллиона долларов США.

Пиком творческой биографии гениального архитектора стал дом Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке. Меценат и коллекционер расположил в помещении экспозицию музея искусства США. Мастер создавал проект в течение шестнадцати лет и завершил к 1959 году. С внешней стороны постройка напоминает спираль.

Поздние работы

К концу своего творчества Райт отошел от органической архитектуры и стал творить в универсальном стиле. Он отошел от углов и добавил в свои проекты спирали и окружности. К сожалению, не все идеи Ллойд смог воплотить в жизнь. Он мечтал о строительстве небоскреба в Чикаго высотой в милю. Архитектор планировал, что в таком доме в форме треугольной призмы с лифтами на атомной энергии поселятся 130 000 человек.

Долгие годы источником вдохновения для Ллойда оставалась Япония. В Стране восходящего солнца он открыл архитектурное бюро и подарил ее жителям четырнадцать зданий. Правда, многие пострадали во время землетрясений, их сохранилось только три. Например, разрушенный отель в Токио задумывался как система садов, здание удачно сочетало в себе примеры культуры Востока и Запада.

В своей работе Райт придерживался философии, которую создал за долгие годы творчества. Основными правилами архитектуры он называл естественность – «внутреннюю природу», целостность и органичность. Форма и функция здания служили для него стержнем, но Фрэнк не забывал о романтике и соблюдении традиций. Важной архитектурной деталью он считал орнамент, но главным называл пространство – дыхание произведения искусства.

Личная жизнь

Став известным, архитектор ни в чем себе не отказывал, его жизнь часто становилась достоянием прессы. В его биографии было три официальных брака. Первый раз Ллойд женился в 1889-м на Катерине. По документам семья просуществовала около двадцати лет, но не принесла супругам счастья. В 1923-м архитектор взял в жены Мириам, но из-за ее пристрастия к морфину, спустя четыре года брак распался. Третьей супругой стала Ольга Ивановна - его верная спутница до конца дней. Фрэнк прожил долгую, счастливую жизнь и умер в 1959 году. У него осталось семеро детей: три сына и четыре дочки. Фрэнк Ллойд Райт внес большой вклад в развитие современной архитектуры, его дело продолжили двое сыновей, которые пошли по стопам отца.