Биография

Филиппо Липпи родился в 1406-ом году в семье мясника, Томмазо ди Липпи, в одном из бедных кварталов Флоренции. Его мать скончалась через несколько дней после рождения сына, а через два года умирает и его отец. Сироту Филиппо берет на воспитание сестра отца, но в восьмилетнем возрасте, по причине бедности, он был отдан послушником в монастырь кармелитов дель Кармине.

В 15 лет Филиппо Липпи был вынужден принять монашеский обет. Жизнь в монастыре проходила для него нелегко. Не испытывая никакого интереса к наукам и книгам, он рисовал на пергаменте человеческие фигурки и карикатуры.

Через некоторое время наставник Филиппо заметил его художественные способности. Юноша стал посещать церкви Флоренции и копировать находящиеся там фрески. Здесь начал проявляться талант молодого художника, и монахи поручили ему завершить работу над росписями монастырской капеллы Бранкаччи, которые в свое время не закончил живописец Мазаччо. Филиппо отлично справился с этой задачей, и ему стали поступать заказы на роспись других церквей.

В 1431 году молодой художник покидает монастырь и до 1434 года о его деятельности ничего не известно. Затем Филиппо направляется в Падую. По-видимому, там он знакомится с картинами нидерландских и французских художников, так как, вернувшись во Флоренцию, его художественный стиль меняется.

В 1438 году кардинально меняется и его жизнь. Под своё покровительство его берет Козимо Медичи, который до конца жизни художника обеспечивал его заказами и деньгами. С помощью такого щедрого мецената Филиппо плучает назначение вначале капелланом в церковь Сан Джованно, а затем его переводят в церковь Сан Кирико рядом с Флоренцией. Этот период жизни мастера считается самым плодотворным. В это время он создает свои самые знаменитые работы, в которых выражается оригинальный, ни с кем несравнимый стиль живописца. Также в это время учеником Филиппо Липпи становится молодой Сандро Боттичелли.

Филиппо Липпи ушёл из жизни во время работы над циклом фресок в Сполетто. Ему было 63 года. Его покровитель Козимо Медичи хотел похоронить Липпи на родине, но жители Сполетто уговорили его оставить прах художника у себя в городе.

Творчество

В тот период времени, когда жил Филиппо Липпи, обучение учеников живописи или ремеслу происходило в мастерских художников. Но Филиппо формировался как художник самостоятельно, так как был из бедной семьи и никто не мог платить за его обучение. Несомненно, что на его творчество имели влияние такие живописцы как Мазачо и Мазолино. Визит в Падую и знакомство с техникой живописи других мастеров послужили толчком к вырабатыванию собственного неповторимого стиля написания картин. Работы Филиппо Липпи отличаются проработкой деталей и наличием большого количества различных мелких элементов.

Филиппо нравилось писать картины на религиозные темы. В его творчестве часто встречаются сцены Благовещения и из жизни Мадонны. Многие искусствоведы полагают, что в нежном лике Мадонны Филиппо Липпи живописал своих возлюбленных женщин, а позднее жену. Художник первым стал писать свои творения в круглой раме. В дальнейшем этот прием под названием «тондо» станет очень популярным в Италии. Много работ в таком формате появится у Сандро Боттичелли, который, явно перенял его у своего учителя. В свои полотна художник часто вписывал архитектурные объекты. Они не всегда имели верные пропорции, но это помогало делать разнообразной живопись Филиппо, а также получать заказы на скульптурное декорирование гробниц.

С именем Филиппо Липпи связаны некоторые технические нововведения, которые сыграли важную роль в становлении живописи Италии того времени. Липпи первым среди художников эпохи Возрождения стал вписывать в композиции своих произведений автопортреты. Его полное круглое лицо с немного ироническим выражением можно увидеть на фреске «Коронование Марии» (галерея Уффици). Мы видим автопортрет художника на этой картине дважды: первый раз он предстает зрителю как обычный монах, подпирающий подбородок рукой, а второй – в образе епископа в зеленом одеянии.

Еще одним новшеством считается тот факт, что Липпи первым написал религиозную сцену, в пространстве интерьера. Это была картина «Мадонна с Младенцем, ангелами, святыми и молящимися», сделанная по заказу кармелитов.

Самыми известными работами художника считаются: «Благовещение» (1450 г.), «Алтарь Новициато» (1445 г.), «Видение блаженного Августина» (около 1460 г.), «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» (1460-1465 гг.).

Личная жизнь

Известный биограф Джорджо Вазари отмечал, что Филиппо Липпи был страстным и влюбчивым человеком. Ему нравились женщины, и он любил жить в своё удовольствие. В произведениях мастера никогда нет людей пожилого возраста. Из-за своего веселого необузданного характера Филиппо часто попадал во всякие истории.

Среди этих историй есть и правдивые. Так, когда его назначили капелланом в женский монастырь, Филиппо воспользовался случаем и соблазнил одну из монахинь, Лукрецию Бути. Молодая девушка дала согласие на бегство с пятидесятилетним художником, но через некоторое время Филиппо арестовали. Только после заступничества Козимо Медичи, Филиппо Липпи отпустили. Он снял с себя монашеский обет и вступил в законный брак с Лукрецией Бути. В этом браке у супругов родился сын Филиппино, позднее ставший художником, и дочь Александра.