Ранние годы

Муза появилась на свет в Москве в 1924 году. Семья, в которой она родилась, принадлежала к знатному роду, но после революции родители лишились своего имущества. Жили крайне бедно, но о своих корнях не забывали. Мать была потомственной дворянкой, отец аккомпанировал самому Федору Шаляпину. 1930-е годы стали трагичными для Крепкогорских. Глава семьи, чтобы избежать ареста жены и детей, покончил жизнь самоубийством.

После школы Муза поступила сразу в два вуза: на биофак МГУ и во ВГИК. Факт учебы в театральном институте тщательно скрывала и открылась матери только спустя полгода. В этот момент девушка сделал свой окончательный выбор в пользу искусства. Ее педагогами стали прославленные Герасимов и Макарова. Получив образование, в 1948 году начинающая актриса пришла в труппу Театра-студии киноактера.

Работа в кино

Муза дебютировала в кино еще в студенчестве. Ее первыми работами стали фильм о войне «Это было в Донбассе» (1945) и романтическая комедия «Поезд идет на восток» (1947). Первые роли были небольшими, но вскоре вышла новая картина, которая сделала ее знаменитой. В «Молодой гвардии» (1948) режиссер Сергей Герасимов собрал звездный актерский состав. Крепкогорской досталась роль предательницы Лазаренко, хотя она мечтала сыграть Любу Шевцову. Коллеги считали, что для этого артистке «не хватило доброты и обаяния». На съемках фильма Муза встретила Георгия Юматова, который вскоре стал ее мужем.

Фильмография Крепкогорской насчитывает девяносто две работы. Редкими были годы, когда на экранах не появлялась новая картина с ее участием. В юные годы она играла веселых, озорных девушек. Со временем роли стали менее значительными, эпизодическими. Карьере супруги помогал Юматов. В каждой картине, где ему предлагали роль, он договаривался с режиссером об участии жены.

Зрителям запомнились многие фильмы с участием актрисы: экранизация произведения Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени» (1964), сказка «Огонь, вода и медные трубы» (1967), искрометная комедия по мотивам рассказов Михаила Зощенко «Не может быть» (1975), фильм о проблемах старшеклассников «Розыгрыш» (1976) и романтическая лента «Женатый холостяк» (1982). Особенной любовью поклонников пользовались герои Крепкогорской и Юматова в картине «Офицеры» (1971). Картины «Москва слезам не верит» (1979) и «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон Бич опять идут дожди» (1992) с участием актрисы давно стали классикой отечественного кинематографа. Артистка продолжала сниматься даже в преклонном возрасте, ее последней работой стал образ Кузиной в сериале «Транзит для дьявола» (1999).

Личная жизнь

В биографии Крепкогорской был один брак. Роман, который начался во время съемок «Молодой гвардии», привел Музу и Жору Юматова в загс. Ей было 23 года, ему 21. Общительная блондинка после свадьбы оказалась другим человеком. Выяснилось, что она совершенно не умеет вести домашнее хозяйство, а светлый цвет ее волос – ненатуральный. Большую часть забот по дому взяла на себя мать Музы, которая жила в одной квартире с молодоженами.

Их брак оказался долговечным, но паре пришлось преодолеть множество испытаний. В отличие от мужа, актрисе предлагали эпизоды, а она ждала своего звездного часа. Боясь упустить главную роль, сделала несколько абортов. Один из них оказался неудачным, и она навсегда утратила способность иметь детей. Когда об этом узнал Георгий, они расстались, но через несколько лет опять сошлись.

Кроме нежелания иметь наследников, оказалось, что у Музы неуемная страсть к дорогим вещам и антиквариату. Она тратила деньги, считая, что знаменитый муж заработает еще. В их доме собирались компании, шумные посиделки порой затягивались на несколько дней, алкоголь лился рекой. Так супруги заглушали неудачи в семейной жизни и измены друг друга. Из-за пристрастия к спиртному Юматов потерял роль красноармейца Сухова в легендарной картине «Белое солнце пустыни», хотя был утвержден.

В 1990-м оба актера ушли из Театра киноактера, которому отдали всю жизнь. Семья оказалась на грани нищеты, приходилось продавать вещи, нажитые годами. В 1997-м Юматова обвинили в убийстве человека, от длительного тюремного срока его спасла поддержка поклонников и подоспевшая амнистия. Однако за время пребывания в СИЗО его здоровье было подорвано, и актера не стало. Муза Викторовна пережила его всего на два года. Это время она провела в бедности и одиночестве. Только тогда к ней пришло понимание, как много сделал для нее супруг. Все свое имущество Крепкогорская завещала дочери Виктора Мережко. Режиссер, который с огромным уважением относился к творчеству некогда прославленной артистки, поддерживал ее до последних дней.