Мастерством Сергея Александровича восхищаются и сегодня, вспоминая его Дуремара в «Золотом ключике» или Бонни в «Сильве», где он восхитительно исполнял канкан, но не многие знают, что всю свою жизнь актер мечтал о серьезной драматической роли, которую так и не воплотил на экране. Он продолжал сниматься до 85 лет, а ушел из жизни практически всеми забытый, в одиночестве, в своей московской квартире.

Детские годы

Мартинсон родился зимой 1899 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье, хотя в некоторых источниках говорилось, что место рождения будущего великого актера – Париж. Отец был бароном шведского происхождения и почетным гражданином Петербурга. Мама – дворянка, в девичестве Петрова.

С ранних лет мальчика окружали любовью и заботой и воспитывали в атмосфере искусства. Он вместе с родителями постоянно бывал в опере, кабаре и на балете, а дома семья часто устраивала праздники и театрализованные представления. В школьные годы Сергей до упаду смешил своих одноклассников и преподавателей. Его даже прозвали «главным школьным клоуном».

Дома мальчик любил постоянно кого-то изображать, надевая мамину одежду и показывать различные смешные маленькие представления. Например, в пятилетнем возрасте Сергей изобразил Снегурочку, от образа которой все были просто в восторге.

С появлением кинематографа Сергей увлекся просмотром кинофильмов и часто бывал в кинотеатре в центре Санкт-Петербурга. А затем, дома, он снова устраивал представления, изображая различных героев, увиденных им на экране.

Мальчик получил прекрасное образование в гимназии, знал несколько языков, хотя среди учеников не выделялся хорошей успеваемостью и большую часть времени посвящал театральной сцене. Поступив после гимназии в технический институт, он вскоре понял, что будущая профессия не для него и вновь вернулся к театру. Окончив Институт сценических искусств, он начал свою творческую карьеру.

Театр и кино

Мартинсон долгое время работал сначала в театре Революции, а затем его пригласил к себе в труппу сам Мейерхольд, где он и приобрел знаменитость. Через некоторое время его даже стали называть русским Чаплином за его талант и эксцентричность.

В кино Сергей Александрович появился в 1934 году. Первая его роль была в картине «Марионетки». Затем последовал фильм «Гибель сенсации», и вскоре «Золотой ключик», где он воплотил на экране образ Дуремара – продавца пиявок, органично влившись в один ряд с кукольными персонажами.

Во время войны Мартинсон дважды снимался в образе Гитлера, за что тот обещал лично расквитаться с актером. В следующие годы Сергею Александровичу часто доставались роли злодеев. Зрителям запомнились его роли в «Подвиге разведчика» и «Бесприданнице».

К концу войны был поставлен музыкальный фильм «Сильва», где актеру досталась роль неунывающего, элегантного денди – Бонни. Фильм был поставлен по мотивам оперетты И. Кальмана, и Мартинсон появился перед зрителями в совершенно новом образе.

Последний раз в кино актер снялся незадолго до своего ухода из жизни. Это был фильм «И жизнь, и слезы, и любовь», где рассказывалось о жизни ветеранов войны.

Личная жизнь

В жизни актера было несколько браков. Первый раз он стал мужем еще в годы учебы в институте. Брак с однокурсницей Екатериной длился более 10 лет, у пары родилась дочь, но, по словам самого актера, в семье не было духовной связи и, возможно, поэтому брак и закончился разводом.

Второй женой стала балерина Елена (Лола) Добржанская, хотя официальных отношений они не оформляли. У них родился сын, который в силу обстоятельств воспитывался сестрой Елены. Сама Добржанская была репрессирована и сослана в лагеря, где и умерла от тяжелой болезни.

Третья жена – Луиза, знакомство с которой состоялось на съемках очередного фильма. Этот брак тоже не принес Мартинсону счастья, хотя у супругов родилась дочь. Жена, после того как Сергей Александрович подарил ей с дочерью квартиру, подала на развод.