Путь в небо

Николай Архипов родился в в деревне Путилково в Ярославской области. В их семье было 15 детей. Ему еще не было пятнадцати лет, когда он уже получил образование токаря и начал работать токарем на авиастроительном заводе в Рыбинске. Тогда он еще не знал, что его биография будет весьма разнообразна и насыщенна.

Тридцатые годы - время, когда вся советская молодежь просто бредила небом. Юноши и девушки массово шли в летные школы и училища, осваивали самолеты и покоряли небо. Эта мечта не обошла стороной и Николая. Впервые увидев самолет, он понял: его будущее - в авиации.

Но путь от мечты до реальности был весьма далек. Учиться в Осоавиахиме могли только совершеннолетние юноши, а Николаю еще и пятнадцати не исполнилось. Но ждать очень не хотел. Путь в небо открыли поддельные документы: хороший знакомый семьи, врач, в метрике указал возраст на три года больше, чем было на самом деле. Мальчика приняли в летный клуб.

В 1939 Николай пошел в армию. Он учился в школе военных летчиков в Сталинграде, успешно завершил обучение и в 1940 году его отправили в Забайкальский военный округ.

Боевое крещение

Когда объявили о начале войны, лейтенант Архипов сразу отправился на фронт. Местом его службы стал западный фронт. Боевой путь молодого летчика начался 10 июля 1941.

Этот первый день он запомнил навсегда. Немцы атаковали с воздуха аэродром Смоленск, где базировалась часть Архипова. Из строя были выведены практически все самолеты. А самолет Николая остался цел. На этом единственном уцелевшем самолете он и отправился в свой первый бой. В воздухе встретился с двумя Ме-109. Одного он сбил, второй предпочел скрыться.

Едва приземлившись, получил новое задание. Теперь ему предстояло сопровождать на задание дивизию бомбардировщиков СБ-3. операция прошла успешно. Бомбардировщики разбомбили танковые колонны противника. Лишь на обратном пути встретили истребители противника, но те не рискнули напасть на такое количество самолетов и уклонились от боя. "Доставив" бомбардировщики к месту назначения, Архипов вернулся на свой аэродром. Но отдохнуть опять не удалось. К этому времени несколько самолетов уже восстановили. Все машины, которые могли подняться в воздух, снова ушли в бой.

Под Москвой

Советские войска отступали. Немцы рвались к Москве. Истребители прикрывали отход советских войск, постоянно вели бои с самолетами противника. Из одного такого боя, когда пришлось сражаться с двенадцатью истребителями Ме-109, летчик чудом дотянул до аэродрома: топливо было на нуле, винт не вращался.

Сразу после приземления коммунистический актив полка принял решение принять Архипова в КПСС. Это было явным признанием заслуг молодого летчика.

Следующим этапом боевого пути Николая Арсентьевича была битва за Москву. Тридцать второй ИАП располагался недалеко от места, где проходили боевые действия.

Однажды потребовалось срочно произвести воздушную разведку и выяснить, сколько сил у фашистов находится в районе Духовщины, и как они расположены. За этими сведениями из штаба прибыл генерал.

В разведку отправился Николай Архипов. Пришлось проявить все летное искусство, чтобы точно определить нахождение техники и живой силы противника, однако летчику это удалось. Цена успеха - практически полностью разбитый самолет, который даже не дотянул до аэродрома. Но важность полученных данных этого стоила.

Положение под Москвой становилось все сложнее. Наши войска сдерживали противника на земле и в воздухе. Однако бывало и так, что летчики вылетали "впустую", то есть не встречали самолетов противника. И в это время Николай Архипов предложил не тратить вылеты, а помочь по возможности "пехоте". Теперь неизрасходованные боеприпасы летчики выпускали по наземным целям. Система "прижилась" в полку, скоро ее применял весь летный состав.

Ранение

После победы под Москвой полк перебазировали под Ейск, где летчики сражались против немцев, рвущихся в Крым.

Здесь он получил свое первое ранение, из-за которого надолго выбыл из строя. Он прикрывал с воздуха наши войска, переправляющиеся через Керченский пролив. Самолет его получил серьезные повреждения в воздушном бою, катапультироваться не удалось - заклинило кабину. То, что Николай остался в живых, можно считать чудом. Можно сказать, чудо произошло дважды: пока летчик находился в госпитале, погибли почти все летчики его полка, кроме одного экипажа.

В строй Николай вернулся в июле. Полк в это время вновь перебазировали на Западный фронт. Архипов еще с трудом передвигался, но времени на полноценное восстановление не было. Необходимо было воевать и учить молодых пилотов.

В течение следующего года он воевал на Ржевско-Сычевском направлении, на Калининском фронте, потом на Воронежском.

Звезда Героя

В 1943 году истребительный полк принимал участие в сражении на Курской дуге. 16 июля четыре наши самолета, одним из которых управлял Архипов, встретились с 26 истребителями немцев. Николай Арсентьевич принял решение об атаке. Она оказалась успешной, благодаря слаженным и быстрым действиям наших летчиков и их хладнокровию. Было сбито семь самолетов, два из которых на счету Архипова.

Через два месяца после этого боя Николаю Архипову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1251).

Он продолжал воевать. Участвовал в боях на Ленинградском фронте, уничтожении Курляндской группировки в Прибалтике.

Жизнь после Победы

Там, в Прибалтике он находился и 9 мая 1945 года. За время войны он успел сделать 389 боевых вылетов, 148 раз участвовал в воздушных боях, сбил 26 самолетов (19 лично и 8 в группе).

Майор Архипов с другими победителями прошел по брусчатке Красной площади в июне 1945 года, во время победного парада. Еще он не расставался с небом - до 1973 года. После выхода в запас жил в Ростове-на-Дону, работал и занимался общественной деятельностью.

Там же. в Ростове, Николай Архипович скончался, прожив долгую, плодотворную жизнь. В этом городе его и похоронили. Знаменитый летчик внес посильный вклад в историю Великой Отечественной войны и оставил след в памяти потомков.