ФГОС – это аббревиатура понятия «Федеральный государственный стандарт образования», которое применили для названия документа, разработанного уполномоченным органом. Этот нормативный акт отображает базовые требования к реализации учебной деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), средних общеобразовательных и специальных заведений, а также вузов. То есть, в нем четко сформулированы требования, рекомендации и нормы по составлению конкретных учебных программ образовательных учреждений.

Разработкой ФГОС занимался  Федеральный институт развития образования (ФИРО) – ведущее научное учреждение нашей страны, образованное в 2005 году на базе ряда НИИ, находившихся ранее в ведении Рособразования. С 2011 года ФИРО получил статус самостоятельного научного учреждения с непосредственным подчинением Министерству образования России. Соответственно ФГОС ДОУ также был разработан этой структурой.

Актуальность ФГОС

Идея создания ФГОС была озвучена на государственном уровне еще в 2003 году, когда стали формулировать общие требования к образовательной системе подрастающего поколения. А первым государственным стандартом образования выступил документ, разработанный в 2004 году. С этого времени данный нормативный акт регулярно обновляется с учетом всех нюансов развития общества и технологического прогресса. Важной особенностью ФГОС ДОУ является его полная адаптация с Конституцией РФ и Конвенцией прав ребенка.

ФГОС для ДОУ - образовательный стандарт, который смотрит в будущее

Данный документ призван решить главную задачу по систематизации и логическому объединению процесса образования. ФГОС ДОУ создает методологическую базу по организации учебного процесса, подразумевающего лояльный и щадящий переход детей на новый уровень образования. В данном контексте основной задачей дошкольного образования является получение ими достаточного уровня знаний и психологической подготовки.

Федеральный государственный стандарт образования выступает в роли базового нормативного акта, на основании которого создаются конкретные учебные программы. Другими словами, данный документ определяет объем и сроки подготовки детей. Сама рабочая программа федерального стандарта для дошкольных учреждений учитывает постоянное повышение квалификации педагогического состава, включая его переаттестацию и организацию методологической деятельности. Таким образом, ФГОС в ДОУ позволяет четко планировать деятельность профильных учреждений с учетом соответствующего финансирования, а также организовывать все виды контроля уровня подготовки воспитанников.

Структура ФГОС для ДОУ

Федеральный стандарт дошкольного образования является документом с четкой структурой требований, состоящей из трех уровней.

Требования к составлению учебной программы. Раздел состоит из критериев, согласно которым педагогический состав обязан планировать образовательный процесс. Здесь обозначен обязательный объем учебного материала и его структура в соотношении различных направлений.

дошкольное образование ориентированно на инновационные технологии

Требования по реализации образовательной программы. В данном разделе содержится информация по организации учебного процесса, включая педагогическую, финансовую и материально-техническую составляющие. Здесь также учитывается работа с коллективом педагогов, родителями детей и другие формы реализации плановых мероприятий в рамках образовательной программы.

Требования к результатам учебной программы. Этот раздел документа ориентирован на минимальный уровень необходимой подготовки воспитанников, включая сроки реализации данных программных требований, а также контроль профессионального уровня педагогического состава.

Таким образом, в учебном процессе ФГОС для ДОУ реализуется  в виде учебных программ, которые предполагают составление графиков, планов, рабочих регламентов для каждого предмета с учетом сформированной методологической базы и оценочных материалов по контролю уровня знаний. Важно понимать, что инновационный поход к процессу образования современных детей ориентируется не столько на закрепление необходимого уровня знаний и умений, сколько на формирование гармонично развитой и целостной личности. То есть, данный подход делает основной акцент именно на психологический аспект, который гарантирует воспитание полноценного и адекватного участника современного социума.

Для составления обучающих программ важно учитывать следующие сведения:

- требования федерального и региональных стандартов образования, а также прочих тематических нормативных актов (включая Конституцию РФ, закон «Об образовании», прочие законодательные документы федерального и регионального уровня);

- материально-технические и финансовые возможности дошкольного учреждения;

- возможности и условия, связанные с доступными средствами по организации процесса обучения;

- формы и методы организации учебного процесса;

- тип ДОУ;

- социальная ориентация конкретного региона;

- индивидуальные и возрастные способности воспитанников.

Кроме того, обучающие программы обязаны гарантировать сохранность и укрепление здоровья воспитанников, оптимальное взаимодействие педагогов с их семьями, физическую и психологическую подготовку детей к школе, равные условия обучения для всех социальных групп (независимо от места проживания, национальности, общественного статуса, вероисповедания), преемственность со школьной программой.  

Цель и основные области знаний программы ФГОС ДОУ

Дошкольное образование в рамках государственного стандарта в качестве своей основной цели ставит достижение такого результата, когда в процессе обучения в воспитанника закладываются все необходимые основы для развития гармоничной личности, максимально адаптированной к современному социуму. То есть, во главу угла ставятся не личные достижения в области познаний, а именно способности оптимального взаимодействия с другими членами общества за счет ответственности и индивидуальных качеств.

Однако достижение определенного уровня знаний для воспитанников ДОУ обязательно. Ведь для успешного освоения школьной программы нужная определенная подготовка. А для гармоничного вливания в коллектив сверстников важна социальная адаптация, связанная с психологической подготовкой.

ФГОС для ДОУ максимально адаптирован к современности

Существует пять основных направлений, по которым разрабатываются обучающие программы согласно ФГОС для ДОУ.

Познавательное. Достижение у воспитанников стойкого интереса исследования внешнего мира, включая природный и социальный аспекты.

Речевое. Критерии носят возрастной контекст. Например, в старшей группе ДОУ воспитанники должны владеть логически связанной и правильно построенной речью.

Художественно-эстетическое. Освоение детьми мелкой моторики, а также развитие творческих способностей. Это направление основано на приобщении воспитанников к культурным ценностям и искусству в виде музыкальных и художественных произведений.

Социально-психологическое. Направление преследует своей целью адаптацию детей в коллективе сверстников. В данном контексте воспитанники должны научиться правилам поведения в социуме, формирования социального статуса и психологического комфорта.

Физическое. Раздел ориентирован на занятия по ОБЖД, оздоровительные и спортивные мероприятия.

В связи с преемственностью дошкольного и начального образования их ФГОС очень тесно взаимодействуют, что выражается в тождественности планирования данных учебных программ.

Целевые ориентиры и виды образовательных программ

Готовность дошкольника идти в первый класс начальной школы оценивается по специально разработанным целевым ориентирам, которые заключаются в следующих показателях:

- дошкольник позитивно относится к себе, людям и внешнему миру;

- ребенок может самостоятельно поставить задачу и выполнить ее;

- отмечается понимание в выполнении требований и правил общества;

- проявляется инициатива в образовательной, творческой и игровой деятельности;

- развита практика разрешения конфликтных и проблемных ситуаций;

- наличие правильно построенной и понятной окружающим речи;

- в творческой деятельности используется нестандартный подход;

- развита мелкая и крупная моторика согласно возрастным нормам;

- ребенок проявляет достаточную любознательность и наблюдательность;

- присутствие волевых качеств.

Государственный стандарт дошкольного образования формирует человека будущего

Образовательные программы в дошкольных учреждениях согласно ФГОС подразделяются на следующие виды:

- общеразвивающие («Развитие», «Радуга», «Кроха» и т.д.);

- специализированные (социальное, физическое, художественно-эстетическое, экологическое воспитание).