История создания и описание

В 1937 году советское руководство сформулировало общие принципы построения нового танка для войск. Главенствующую роль для глубокой модернизации имеющихся бронетанковых войск послужило быстрое развитие в мире противотанковых систем.

Легкобронированные машины СССР – Т-26 и БТ-5 в гражданской войне в Испании незадолго до кровопролитных боев Второй Мировой войны показали крайне слабые качества на поле боя. У них была откровенно тонкая броня, которая не выдерживала даже попадания из 37мм орудий. Еще одной опасностью оказалось использование бензиновых двигателей, которые выделяли пары, способные легко воспламениться от малейшей искры.

Разумеется, руководство СССР постаралось учесть ошибки прошлых проектов, и сразу сделало подробное техническое задание для новой машины.

В 1939 году эти испытания стартовали. Выяснилось, что А-32 с большей броней, чем на А-20, а также пушкой калибра 76мм, имеет лучшие характеристики. К тому же, он обладал достаточным потенциалом для дальнейшей модернизации.

К марту 1940 года было поручено изготовить два предсерийных танка, которые получили название Т-34 образца 1940-го года. Но встречается еще одно обозначение – Т-34-76 — по калибру основного орудия.

Проект возложили на плечи Харьковского Паровозостроительного Завода. Главными конструкторами стали знаменитый отечественный специалист Михаил Ильич Кошкин и Адольф Дик. Последнего позже арестовали из-за задержки оформления технической документации, поэтому работы продолжил Кошкин.

Отличия в калибре не было, но вот пушка Ф-32 оказалась с большим (по длине) стволом. Заметили это уже после сборки (надо сказать, что выступающий за носовую броню край ствола приводил к тому, что машина могла упереться в грунт при преодолении окопов и рвов). Менять ничего не стали, поэтому первые два образца имели разные по длине стволы.

В феврале-марте 1940 года серийные образцы проходили испытания на полигоне в районе Харькова. А 6 марта Т-34-76 за 6 дней своим ходом и по бездорожью преодолели почти 750 км от Харькова до Москвы. Таким образом, руководство продемонстрировало надежность новой машины (и набрали необходимый километраж, необходимый для испытаний).

Высшие чины отметили такой красивый ход, и 31 марта 1940 года было принято решение производить танк серийно для нужд армии. Кстати, машины добирались обратно в Харьков тем же путем.

 

Технические характеристики

Внешний вид

Компоновочная схема танка - классическая;

Экипаж танка - 4 человека (механик-водитель, командир, заряжающий, радист-стрелок из пулемета);

Боевой вес танка - начальный 25,6 тонн – конечный 32 тонны;

Размеры

  • Дорожный просвет - 400 мм;
  • Ширина корпуса - 3000 мм;
  • Длина танка (вперед с пушкой) -5964 мм;
  • Длина корпуса танка - 5920 мм;

Бронирование танка Т-34-76:

Корпус:

  • Лоб (низ) - 45 мм, угол наклона 53 град;
  • Лоб (верх) - 45 мм, угол наклона 60 град;
  • Борт (верх) - 40 мм, угол наклона 40 град;
  • Борт (низ) - 45 мм, угол наклона 0 град;
  • Крыша корпуса - 16-20 мм;
  • Корма (низ) - 40 мм, угол наклона 45 град;
  • Корма (верх) - 40 мм, угол наклона 47 град;
  • Дно - 13-16 мм;

Башня танка:

  • Маска пушки - 40 мм;
  • Лоб - 45 мм;
  • Борт - 45 мм, угол наклона 30 град;
  • Корма - 45 мм, угол наклона 30 град;
  • Крыша - 15 мм, угол наклона 84 град.

Вооружение танка Т-34-76:

Марка орудия и калибр:

  • 76-мм пушка Л-11 обр.1938-1939 года;
  • 76-мм пушка Ф-34 обр. 1940 года;

Углы вертикальной наводки - от -5 до +25 град.;

Длина ствола пушки:

  • Л-11 – 30,5 калибров;
  • Ф-34 – 41,5 калибров;

Боекомплект - 77 снарядов; Пулеметы - два 7,62-мм пулемета ДТ;

Пушечные прицелы:

  •  ТОД-6 (телескопический) образца 1940 года;
  • ПТ-6 (перископический) образца 1940 года;

Дальность хода: - Пересеченная местность - 230 км; - Шоссе - 300 км; Скорость передвижения: - Пересеченная местность - 25 км/час; - Шоссе - 54 км/час;

Двигатель: дизельный,V-образный, жидкостного охлаждения, 12-цилиндровый, мощностью 500 л.с.;

  • Давление на грунт (удельное) - 0,62 кг/кв.см;
  • Преодолеваемый брод - 1,3 м;
  • Преодолеваемый ров - 3,4 м;
  • Преодолеваемая стенка - 0,75 м;
  • Преодолеваемый подъем - 36 град;

                                                     Чертёж танка

Испытание зимой

Впервые великий Т-34/76 заявил о себе как о универсальном танке осенью 1941 года. В те дни немцы всеми своими силами рвались к Москве. В вермахте надеялись на блицкриг и бросали в бой все новые и новые резервы. Советские войска отступали к столице. Бои шли уже в 80 километрах от Москвы. Тем временем очень рано (в октябре) выпал снег и появился снежный покров. В этих условиях легкие танки Т-60 и Т-40С потеряли способность маневрировать.

Тяжелые модели страдали от недостатков своей КПП и трансмиссии. В результате на самом решающем этапе войны было решено сделать основным танком Т-34/76. По весу эта машина считалась средней. Для своего времени сборный танк Т-34/76 образца 1941 года был эффективной и качественной техникой. Особенную гордость конструкторов вызывал дизельный двигатель В-2. Противоснарядная броня (важнейший защитный элемент танка) выполняла все поставленные перед ней задачи и максимально оберегала экипаж из 4 человек. Артсистема Ф-34 отличалась скоростной стрельбой, позволяющей быстро расправляться с противником. Именно эти три характеристики заботили специалистов в первую очередь. Остальные особенности танка менялись в самую последнюю очередь. 

Огневая мощь

На танках Т-34 ранних выпусков устанавливалась 76-мм пушка обр. 1938/39 г. Л-11 с длиной ствола 30,5 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда – 612 м/с. Вертикальная наводка – от –5° до +25°. Практическая скорострельность в условиях танка – 1-2 выстр./мин. Пушка имела вертикальный клиновой полуавтоматический затвор с устройством для отключения полуавтоматики, так как в предвоенные годы руководство ГАБТУ считало, что полуавтоматики в танковых пушках быть не должно (из-за загазованности боевого отделения).

Особенностью пушки Л-11 являлись оригинальные противооткатные устройства, в которых жидкость в тормозе отката через небольшое отверстие непосредственно контактировала с атмосферным воздухом. С этим обстоятельством был связан и основной недостаток этого орудия: если приходилось попеременно вести беглый огонь при различных углах возвышения ствола (что в танке не было редкостью), отверстие перекрывалось, и жидкость вскипала при выстреле, разрывая тормозной цилиндр.

С целью устранения этого недостатка в тормозе отката Л-11 было сделано резервное отверстие с клапаном для сообщения с воздухом при стрельбе с углом склонения. Пушка Л-11, кроме того, была весьма сложной и дорогой в производстве. Для неё требовалась широкая номенклатура легированных сталей и цветных металлов, изготовление большей части деталей требовало фрезерных работ высокой точности и чистоты.

С пушкой Л-11 было выпущено сравнительно небольшое количество танков Т-34 – по разным данным от 452 до 458. Кроме того, ими вооружили несколько машин в ходе ремонта в блокированном Ленинграде и 11 танков – в Нижнем Тагиле в январе 1942 года. Для последних использовались пушки из числа вывезенных из Харькова при эвакуации.

Советский танк Т-34/76: интересные факты

  • 3 декабря 1898 года родился советский конструктор Михаил Кошкин. Он оставил неизгладимый след в истории, создав легендарный танк Т-34.
  • Танк обязан своей славе во многом благодаря превосходным ходовым характеристикам. Их обеспечил дизельный двигатель В-2 мощностью 500 лошадиных сил. Благодаря ему средний танк с противоснарядным бронированием практически не уступал более легким машинам в скорости: 54 км/ч по шоссе и 25 км/ч по пересеченной местности. Хорошее соотношение мощности двигателя и боевой массы танка в сочетании с широкими гусеницами делали его необычайно маневренным и способным без особых проблем проходить через самую вязкую грязь и огромные снежные сугробы
  • Еще один секрет успеха Т-34 крылся в его броне. Толщина ее не была рекордной: на образцах 1940 года она составляла 40-45 миллиметров. Крайне удачным оказалось решение Михаила Кошкина расположить бронелисты под углами, а не строго вертикально. Таким образом, основная часть снарядов попадала в машину по касательной траектории и не могла ее пробить
  • Как и многие другие образцы русского оружия, Т-34 стал эталоном простоты в обслуживании и надежности. Это была на самом деле практически неуничтожимая машина. Да, ее можно было подбить и вывести из строя, но при должных навыках ее можно было отремонтировать прямо на поле боя в условиях минимального наличия запчастей.