Из биографии Михаила Бахтина

Будущий мыслитель и теоретик культуры появился на свет в Орле 5-го (по новому стилю – 17-го) ноября 1895 года. Отец Михаила служил в банке. В семье Бахтиных было шестеро детей. Впоследствии семья переехала в Вильнюс, потом – в Одессу. Старший брат Михаила Бахтина, Николай, стал впоследствии философом и специалистом по истории античности.

Бахтин, по его собственным словам, обучался в Петроградском и Новороссийском университетах. Однако документального подтверждения этим фактам нет. Известно, что университет он не окончил.

После Октябрьской революции Бахтин жил в Невеле, где преподавал в единой трудовой школе. Постепенно там сложился тесный круг интеллектуалов-единомышленников, куда входили Л. Пумпянский, М. Каган, М. Юдина, В. Волошинов, Б. Зубакин. В 1919 году была опубликована первая из статей Михаила Михайловича – «Искусство и ответственность».

После 1920 года Бахтин проживал в Витебске. Здесь он преподавал в консерватории и педагогическом институте, выступал с лекциями по литературе, эстетике и философии. На протяжении четырех лет Бахтин трудился над философскими трактатами и книгой о Ф.М. Достоевском.

В 1921 году Михаил женился. Его супругой стала Елена Александровна Околович.

В 1924 году Бахтин прибыл в Ленинград. Он принимает участие в домашних диспутах и семинарах. Тематика таких интеллектуальных встреч разнообразна: философия, литература, этика, религия. Мыслители обсуждали также теорию психоанализа Зигмунда Фрейда.

В конце 1928 года Бахтин в числе некоторых других питерских интеллигентов был арестован. Основание – участие в деятельности так называемой группы Мейера «Воскресение». Через некоторое время Михаил Михайлович был освобожден и переведен под домашний арест. Причиной изменения меры пресечения стал остеомиелит.

В июле 1929 года, когда Бахтин находился в больнице, он был приговорен к пяти годам лагерей. Примерно в это же время вышла в свет его книга «Проблемы творчества Достоевского». Этот факт повлиял на судьбу философа. Соловецкие лагеря ему заменили на пять лет ссылки в Кустанай.

В 1936 году закончился запрет на проживание Бахтина в крупных городах страны. Философ устроился в Саранске на работу в Мордовский государственный пединститут. Однако  через год он вынужден был перебраться в Калининскую область, на станцию Савёлово. Здесь он работал школьным учителем.

В 1938 году Бахтину ампутировали правую ногу. Однако проблемы со здоровьем не сломили мыслителя. Он продолжил свою научную деятельность.

Михаил Бахтин после Великой Отечественной войны

После окончания войны с фашистами Бахтин, который последние годы жил в Саранске, побывал в столице СССР. Он представил на суд научной общественности свою исследовательскую работу, посвященную творчеству Рабле. Успешно защитившись, Михаил Михайлович стал кандидатом наук. Вернувшись в Саранск, Бахтин до 1961 года трудился на кафедре всеобщей литературы педагогического института, в 1957 году переименованного в Мордовский государственный университет.

Между 1930 и 1961 годами произведения Бахтина не печатали. Возвращение ученого в научное пространство страны произошло в 60-е годы. К этому приложили усилия его ученики-литературоведы В. Кожинова, Г. Гачева, С. Бочарова, В. Турбина.

В конце 60-х Бахтин покинул Саранск и перебрался в Москву. Здесь ему удалось опуликовать свой труд о Рабле и переиздать исследование о творчестве Достоевского. Одновременно ученый подготовил к печати сборник статей о литературе, который увидел свет лишь после смерти мыслителя.

Памятник Михаилу Бахтину в Саранске

Судьба творческого наследия Михаила Бахтина

Вскоре основные труды Бахтина были переведены и стали широко известны за рубежом. Особую популярность творчество русского мыслителя получило во Франции и в Японии, где о Бахтине издано огромное количество монографий. В Англии при университете Шеффилда действует Бахтинский центр, где ведется учебная и научная работа.

В начала 90-х годов в Витебске, а затем и в Москве стал издаваться журнал научных изысканий о наследии Михаила Бахтина.

Значительное место в творчестве мыслителя занимают вопросы драматургии и театрального искусства. Он многое сделал в области философии сценического мастерства. Бахтинская концепция театральной эстетики и идей «театральности» стала особенно актуальной в конце XX века. Центральное место во взглядах Бахтина занимала идея о том, что «мир – театр».

В настоящее время общепризнано, что Михаил Бахтин является одним из крупнейших русских мыслителей, теоретиком искусства и культуры. Он был исследователем языка и эпических форм в литературе. Часть его работ посвящена жанру европейского романа. Бахтин считается основателем новой концепции полифонизма в литературном произведении. Исследуя принципы Франсуа Рабле, философ продвигал теорию «народной смеховой культуры», для которой характерен принцип универсальности. Русский философ и литературовед ввел в научный оборот понятия хронотоп, мениппея, полифонизм, смеховая культура, карнавализация.

В настоящее время существует своего рода интеллектуальный круг научно-философской направленности, который называют «кругом Бахтина».

Михаил Бахтин ушел из жизни 7 марта 1975 года в столице СССР.