Биография

Донлеви родился в Портадауне, Северная Ирландия, Великобритания (согласно некоторым источникам, он родился в штате Огайо или в Кливленде, штат Огайо) 9 февраля 1901 года в семье производителя виски. Когда ему было 10 месяцев, семья переехала в США и поселилась в Шебойгане, Висконсин, где его отец, сменив несколько профессий, в конце концов занялся шерстяным бизнесом. Через восемь лет семья Донлеви переместилась из Висконсина в Кливленд, штат Огайо.

В 1916 году в возрасте 14 лет Донлеви сбежал из дома, надеясь вступить в армию генерала Першинга, которая направлялась к мексиканской границе для уничтожения мексиканского революционера Панчо Вильи и его армии. Приписав себе несколько лет, он был принят на службу и направлен в составе экспедиционного корпуса в Мексику. Девять месяцев спустя Донлеви вернулся домой, после чего родители записали его в Северо-западное военное училище Святого Иоанна в Делафилде, штат Висконсин, но Донлеви снова сбежал, предположительно, чтобы отправиться на Первую мировую войну. Получив, наконец, среднее образование в Кливленде, Донлеви затем отучился два года в Военно-морской академии США в Аннаполисе, где заинтересовался любительским театром. Он также полюбил сочинять стихи, и это любимое занятие осталось с ним на всю жизнь. В конце концов, после двух лет учёбы ушёл из Академии и переехал в Нью-Йорк, «надеясь найти славу и богатство на сцене», но первое время едва сводил концы с концами, пытаясь продавать свои стихи и другие произведения, а также позировал для журнальной рекламы.

Карьера 

Актерская карьера Брайана стартовала в начале 20-х годов в Нью-Йорке, где он весьма активно появился на сценах нескольких театров, и даже сумел попасть в несколько немых фильмов. В 1934 году, после успеха в бродвейской пьесе «Млечный путь» Донлеви пригласили в Голливуд, чтобы повторить свою роль в киноверсии этого спектакля, но уже когда он прибыл в Голливуд, выяснилось, что постановка фильма отложена на неопределённое время. В конце концов, фильм сделали в 1936 году с Уильямом Гарганом в роли, которую должен был играть Донлеви.

В 1936 году Донлеви заключил контракт со студией «Двадцатый век Фокс», «играя на протяжении нескольких последующих лет роли как главных героев в картинах категории В, так и злодеев в фильмах категории А». В увлекательной комедии «Высокое напряжение» (1936) Донлеви исполнил роль глубоководного ныряльщика, который влюбляется в писательницу, а в детективной комедии «Полуангел» (1936) с участием Фрэнсис Ди он сыграл репортёра, пытающегося провести расследование, чтобы доказать невиновность главной героини. В музыкальной криминальной комедии «Ничего себе» (1936) он сыграл крутого парня, противостоящего главному герою, незадачливому сотруднику парка развлечений в исполнении Эдди Кантора. В криминальной комедии «Человеческий груз» (1936) Донлеви и Клер Тревор сыграли пару журналистов-конкурентов, расследующих деятельность преступной организации, занимающейся ввозом нелегальных эмигрантов в Северную Америку. Криминальная мелодрама «36 часов на убийство» (1936) рассказывала об охоте на мафиозного босса, которую ведут в поезде правительственный агент (Донлеви) и привлекательная журналистка (Глория Стюарт), по ходу истории влюбляясь друг в друга.

Во второй половине 1930-х годов Донлеви много играл, но, как правило, в довольно крепких, но стандартных фильмах. Наконец, в 1939 году Донлеви снялся сразу в четырёх картинах, имевших оглушительный успех — «Джесси Джеймс. Герой вне времени», «Юнион пасифик», «Дестри снова в седле» и «Красавчик Жест». В чрезвычайно успешном биографическом вестерне «Джесси Джеймс. Герой вне времени» (1939) с Тайроном Пауэром в главной роли Донлеви исполнил роль второго плана, также как и в ещё одном значимом вестерне — эпической драме Сесиля де Милля «Юнион пасифик» (1939), которая была удостоена Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля. Он также сыграл роль беспринципного владельца салуна в ещё одном чрезвычайно успешном вестерне с элементами экшна, романтики и саспенса — «Дестри снова в седле» (1939), в главных ролях в котором снялись Марлен Дитрих и Джеймс Стюарт. Наконец, самой значимой работой Донлеви в 1939 году стала роль безжалостного, жестокого и отважного сержанта Маркоффа в приключенческом экшне студии «Парамаунт» «Красавчик Жест» (1939), римейкепопулярного немого фильма 1926 года, действие которого происходит в рядах французского иностранного легиона.

Подписав договор с «Парамаунт студиоз», Донлеви сыграл одну из своих самых памятных ролей — роль Макгинти в политической сатирической комедии Престона Стёрджеса «Великий Макгинти» (1940). В 1944 году Донлеви повторил роль главного героя этого фильма в военной комедии «Чудо в Морганс-крик» (1944). В 1950-е годы Донлеви сыграл также в трёх фильмах нуар — «Бандитская империя» (1952), «Большой ансамбль» (1955) и «Крик в ночи» (1956). В «Бандитской империи» (1952) Донлеви создал образ сенатора и твёрдого сподвижника сенатора Эстеса Кефовера, который ведёт расследование деятельности организованной преступности. Фильм режиссёра Джозефа Х. Льюиса «Большой ансамбль» (1955) был одним из наиболее интересных образцов жанра фильм нуар. В 1969 году Донлеви сыграл главную роль в низкобюджетном спортивном экшне об автогонках «Пит-стоп» (1969), который стал его последним фильмом.

Личная жизнь

Донлеви был женат трижды. В 1928 году он женился на Ивонн Грэй, с которой развёлся в 1936 году. В 1935 году у Донлеви состоялась помолвка с молодой актрисой и певицей из ночного клуба Марджори Лейн, и на следующий год они поженились. В браке у них родилась дочь Джудит Энн, но в 1947 году они развелись. В следующий раз Донлеви женился 19 лет спустя, в 1966 году, на вдове знаменитого актёра фильмов ужасов Белы Лугоши — Лиллиан, брак с которой продлился до его смерти в 1972 году.

В 1971 году у Донлеви был обнаружен рак горла. В том же году он перенёс операцию на горле, а 10 марта 1972 года лёг в Больницу для деятелей кино в Вудленд-Хиллс. Менее чем через месяц, 5 апреля 1972 года, он умер от рака.