Возникновение сюрреализма связывают с выходом в 1917 г. одной из пьес знаменитого французского поэта и драматурга Гийома Апполинера, которую он назвал «Сюрреалистическая драма». Однако подлинным идеологом и основателем этого направления в искусстве стал французский писатель Андре Бретон. Именно он был автором первого «Манифеста сюрреализма», опубликованного в 1924 г. в Париже. А пятью годами ранее в соавторстве с поэтом и публицистом Филиппом Супо А. Бретон создал первый «автоматический» текст – книгу «Магнитные поля».Основатели сюрреализма видели его основное предназначение в создании особой сюрреальности, возникающей при совмещении обычной повседневной реальности и снов. Большое влияние на их мировоззрение оказали работы Зигмунда Фрейда, посвященные теории психоанализа. Сюрреалисты пытались создавать свои произведения, используя причудливые, абсурдные сочетания натуралистических образов. Для этого широко применялись разнообразные техники коллажа и технологии ready-made (англ. ready «готовый» и англ. made «сделанный»). По мнению идеологов сюрреализма, искусство должно было стать главным инструментом освобождения человеческого духа, способного отделить его от материального. Поэтому в качестве главных ценностей декларировались свобода и иррациональность. Работая в основном с такими тематиками как эротика, магия, ирония, сюрреалисты старались создавать фантасмагорические формы, обращающиеся непосредственно к чувствам зрителя в обход рациональной эстетики. Огромное внимание уделялось различным символам и их сочетаниям. Зачастую, пытаясь получить прямой доступ к глубинам подсознания, сюрреалисты создавали свои работы под воздействием алкоголя, наркотиков, гипноза или голода. Большой популярностью в тот период пользовалось так называемое «автоматическое письмо» – неконтролируемое создание текстов. Однако хаотичность образов все же не становилась абсолютной самоцелью, а только осознанной техникой высказывания принципиально новых идей. Основной своей задачей сюрреалисты видели необходимость выхода за рамки обыденных представлений. Возникнув как литературное течение, сюрреализм получил широкое распространение в живописи, музыке, фотографии и в кинематографе. Целая плеяда талантливых художников, таких как С. Дали, П. Пикассо, Рене Магритт или Макс Эрнст сделали сюрреализм одним из наиболее влиятельных направлений в живописи первой половины ХХ века. С 60-х годов сюрреализм захватил и мировой кинематограф. Работы Жана Кокто, Луиса Бунюэля, Дэвида Линча стали выдающимися достижениями в этом искусстве. В наши дни сюрреализм как направление в искусстве заметно коммерционализировалось. Современные художники заимствовали у мэтров в основном внешнюю сторону их творений – фантасмагоричность сюжета и парадоксальность форм, оставив без внимания глубинно-психологические аспекты и бессознательные фантазии, считавшиеся главным содержанием в произведениях 20-30-х годов прошлого века.