Инструкция
1
На санскрите «нирвана» - затухание, угасание, причем ни первое, ни второе значение не несут отрицательной коннотации. Нирвана представляет из себя конечную цель любого человеческого существования, выражающуюся в прекращении страдания - дукха, привязанностей - доши, перерождений - сансара и исключения из воздействия «законов кармы». Нирвана подразделяется на упадхашешей - угасание человеческих страстей и апупадхашешей - прекращение самого бытия (паринирвана).
2
Нирвана является результатом «благородного восьмеричного пути», представляющего собой основное содержание учения Будды:- правильное воззрение;- правильное размышление;- правильная речь;- правильные действия;- правильный образ жизни;- правильное внимание;- правильная медитация.
3
Достижение нирваны возможно только после полного отказа от мыслей, чувств и восприятий (ниродха) и полного прекращения этих процессов. Классический буддизм считает подобное возможным только для буддийского монаха или самого Будды.
4
Дальнейшее существование достигшего нирваны не может быть определено в доступных нам терминах, но может быть интуитивно понято посредством отрицательных описаний - достигший нирваны не может быть назван:- существующим;- несуществующим;- одновременно существующим и несуществующим;- не-несуществующим.
5
Отсюда и нирвана определяется как:- не рожденное;- не произведенное;- не созданное;- не соединенное, характеризующееся лишь отсутствием привязанностей, стремлений и иллюзий. Несопоставимость нирваны обуславливает ее неописуемость.
6
Более поздние труды сторонников махаяны трактуют нирвану как:- не сущее, поскольку она не может быть разрушена и не подвержена разложению, не имеет видимой причины и имеет собственную природу (нихсвабхава);- не не-сущее, т.к. не-сущее предполагает существование сущего и не является самостоятельным;- не является и тем, и другим, поскольку не обладает взаимоисключающими характеристиками, т.е. принципиально неотличима от сансары и становится, в качестве таковой, истинной природой вещей.