Влияют ли результаты ЕГЭ на отметки в аттестате

Экзамены ОГЭ (ГИА), которые школьники сдают после 9 класса и ЕГЭ, сдающиеся после окончания полного курса средней школы, очень схожи по формату проведения. И это сходство ведет к некоторой путанице, когда опыт, полученный на ОГЭ, ребята пытаются применить к выпускным экзаменам.

Так, после окончания девятого класса, оценка по предмету, выставляемая в аттестат о неполном среднем образовании, зависит и от того, как была оценена работа в течение года, и от результатов ОГЭ: в аттестат выставляется «средний балл» (с округлением в большую сторону). Причем если раньше это касалось только обязательных предметов — математики и русского языка — то с 2018 года на итоговую оценку влияют и результаты экзаменов по выбору.

Однако ситуация с ЕГЭ — совершенно иная. Как ни странно, результаты экзамена никак не сказываются на оценках, которые выставляются в аттестат зрелости. Итоговая оценка рассчитывается с учетом результатов обучения в 10 и 11 классах (оценки, выставленные за полугодия и за год) и не может корректироваться ни в большую, ни в меньшую степень. Так что, если школьник получил по математике «удовлетворительно», а довольно простой базовый экзамен написал на «отлично» — в аттестате все равно будет стоять «тройка». И наоборот.

Но сказать, что ЕГЭ никак не влияет на аттестат — все-таки нельзя. Во-первых, от результатов итогового госэкзамена зависит, сможет ли школьник вообще получить документ, свидетельствующий о том, что он получил образование. Во-вторых, начиная с 2019 года получить «медальный» аттестат с отличием невозможно, не подтвердив свои знания баллами ЕГЭ.

Минимальные баллы ЕГЭ для получения аттестата в 2019 году

Аттестат подтверждает, что ученик хоть на каком-то уровне освоил программу одиннадцатилетки. И, если на ЕГЭ выпускник демонстрирует незнание основных предметов — русского и математики — он не может считаться успешно окончившим школу.

Минимальный порог для получения аттестата в 2019 году составляет:

  • по русскому языку — 24;
  • по математике — 27 (профильный уровень), тройка— для базового.

Школьники, которым не удалось с первого раза преодолеть планку, по одному из этих предметов, имеют право дважды пересдать его в этом же году. Тем же, кто «завалил» оба экзамена, придется еще год штудировать школьную программу. Сдать экзамены и получить аттестат они смогут только через год.

Отметим, что это касается только обязательных предметов. Результаты, полученные на экзаменах по выбору, учитываются только при приеме в вуз. И, если ученик не сумел набрать необходимый минимум баллов на каком-либо из экзаменов по выбору (или вовсе не пошел на экзамен) — на получении аттестата это никак не скажется.

Сколько баллов ЕГЭ надо набрать для получения аттестата с отличием

До 2018 года включительно выпускники, «наработавшие» за школьной партой аттестат с отличием и медаль за успехи в учебе, получали заветные «красные корочки» вне зависимости от результатов ЕГЭ — достаточно было иметь «пятерки» по всем предметам школьного курса. Однако в декабре 2018 года Министерство просвещения выпустило приказ № 315, вносящий коррективы в правила выдачи аттестатов. Теперь отличникам надо подтверждать высокий уровень своих знаний, получив:

  • по русскому — не менее 70 баллов;
  • по математике — не менее 70 баллов для профильного экзамена или «пятерку» при сдаче базового уровня.

Эти правила уже вступили в силу, и ученики, не преодолевшие этот порог, не могут претендовать на аттестат с отличием и медаль. Лишаются они и дополнительных баллов, начисляемых приемной комиссией медалистам.

Какой процент потенциальных медалистов не сможет преодолеть эту планку — пока неизвестно. Можно предположить, что наибольшее число «пострадавших» будет среди тех, кто сдает профильную математику. Русский язык — предмет с относительно высоким средним баллом (около 71), и школьники, знающие предмет, обычно демонстрируют высокие результаты. Получить «отлично» за базовую математику — тоже не проблема, задания в массе своей достаточно просты. А вот «профиль» — экзамен, считающийся достаточно сложным. Средний балл по нему — чуть ниже 50, и часто даже ребята, хорошо знающие школьный курс, «пасуют» перед нестандартными задачами.