Переломный момент

Девятый класс для многих учеников становится переломным. И дело не только в том, что придется сдавать первый серьезный экзамен – ОГЭ. После экзаменов встанет вопрос о дальнейшем образовательном маршруте. На самом деле по статистике в 10 класс переходят не более 50% от общего количества выпускников. Да и нынешняя система приема в 10 класс многим не дает шанса на последующее образование. В 10 класс официально не принимают тех, кто хотя бы один экзамен ОГЭ сдал неудовлетворительно (на двойку). Аттестат такому выпускнику дадут, но принять на учебу, например, в колледж его уже не смогут. Для таких детей остается только специальное училище, которые сейчас как только не переименовали.

Некоторые школы, чтобы не создавать себе лишнюю нагрузку в старших классах, открывают прием в 10 класс на основе дополнительных внутренних экзаменов. При этом пройти испытание могут и дети, которые в этой школе не учились и даже не прикреплены к ней территориально. Как правило, это учебные заведения со специализацией в старших классах. Такой подход обеспечивает набор в классы детей, которые заведомо выбрали специфику высшего образования и готовы серьезно учиться, чтобы поступить в выбранный вуз.

Правила приема

Для тех детей, которые пока с выбором профессии не определились, в каждой школе должен быть открыт общеобразовательный класс. Если руководство школы искусственно ограничивает прием детей, это повод родителям обратиться в департамент образования. В 10 класс обязаны взять всех желающих учеников, которые успешно сдали ОГЭ и имеют право посещать школу по территориальному признаку. Вот только стоит ли так биться за право учиться в 10 классе?

В старшие классы есть смысл переходить только в случае, если школа «сильная», имеет профильные классы и договоренности с определенными вузами. Но даже наличие профильного класса не гарантирует качественного образования. Другое дело, если профиль начинают вести предметники из других учреждений. Например, лекции в химико-биологическом классе читают преподаватели профильного института или практикующие врачи. А физико-математический класс взаимодействует с профильной кафедрой любого технического университета. Значит, дети будут иметь возможность проходить практику и получать знания выше, чем со среднестатистическим учителем. Но ученики в таких классах должны быть мотивированы на учебу и успешное поступление. Здесь нельзя просто отсидеться пару лет, пока выбираешь профессию.

Есть ли смысл сидеть в школе середнячку или троечнику и ждать, пока ему «подвезут мозги»? Пересидеть в тихом режиме можно. Но настанет 11 класс и сдача ЕГЭ. А здесь могут начаться сложности. Экзамены каждый год усложняют, вводят дополнительные предметы для сдачи. Уже ввели дополнительный английский, грозятся ввести историю. Уверены ли родители в том, что ребенок сможет вытянуть эти предметы на хороший балл, чтобы поступить в вуз? Сейчас даже на платное отделение стараются брать абитуриентов с пограничными баллами. И в случае провала будет потеряно время. А для мальчиков, например, это критично.

Альтернатива школе

Если аттестат за 9 класс вполне приличный, можно попробовать поступить в колледж. Родителям надо умерить свои амбиции и забыть все, что они знали о советской системе образования. Сейчас колледж – это ступень к высшему образованию для детей, которым не повезло с хорошей школой. Современные колледжи - почти мини-институты. Есть даже специальности, по которым там учатся пять лет, а в институте на бакалавра – четыре года. И уровень знаний, и материальная база, и преподавательский состав сейчас в колледжах на порядок выше. Но и поступить в хороший колледж стало непросто.

Еще один советский стереотип: в колледж идут троечники. Посмотрите проходной балл топовых колледжей – минимум 4,8 балла. А проходной балл складывается из среднего балла  школьного аттестата. Это много. Всего две-три четверки в аттестате, чтобы попасть на бюджет, т.е. в колледж идут дети уровня отличников.

Почему так сложилось? Опять же школа не может дать определенного уровня знаний. Родители понимают, что институт им оплачивать будет просто нечем, а бюджетные места сокращают каждый год. В целом идет упадок и престиж высшего образования. И это, к сожалению, небезосновательно. Пока еще колледжи имеют неплохое количество бюджетных мест на популярные специальности. Да и платное отделение многим по карману, тем более, что, к примеру, оплатить его можно материнским капиталом. В то время как в вузе этих денег в лучшем случае хватит на четыре семестра.

Пойти другим путем

Но и колледжи можно рассматривать с точки зрения удачного поступления в институт, только путь к нему будет подлиней. Есть большое количество колледжей, которые созданы на базе высших учебных заведений. Студенты, которые их закончили, в институт принимаются уже по внутреннему экзамену, без результатов ЕГЭ. И при поступлении учатся по индивидуальному сокращенному учебному плану. Но многие выпускники колледжей совмещают учебу с работой, благо опыт у них уже имеется. А мальчики получают отсрочку от армии.

В вузовские колледжи всегда было поступить сложнее. Там  другой уровень образования, ведется взаимодействие с институтом, более высокие требования и учащимся и к преподавательскому составу. И уровень знаний, безусловно, выше, чем в школе, если не брать в расчет специализированные гимназии, но их единицы. Если выпускник уже определился с институтом, а школа явно не даст необходимых для поступления знаний, лучше рассмотреть вариант с колледжем.

Высокий проходной балл в колледжи сейчас означает, что вырос интерес к среднему специальному образованию. И идут туда учиться отнюдь не маргиналы, а дети целеустремленные. Плюс колледжей в том, что там больше практики, тогда как школа это чисто теория. Дисциплина в колледже строгая, там нет свободного посещения как в вузе, и родители могут быть спокойны, что их дети под присмотром. Но отношение к студентам как ко взрослым, и спрос - тоже.

Там также проходят две экзаменационные сессии каждый год, готовятся ежегодные проектные работы, сдаются государственные экзамены и защищается дипломная работа. Причем выпускники колледжей имеют меньше проблем с трудоустройством после окончания учебы. Специалисты среднего звена востребованы у работодателя, они менее капризны в плане требований к работе. Зато у таких ребят больше шансов раньше начать карьеру. И при хорошем старте смотреть будут их рабочие успехи, а не диплом.

Еще от одного заблуждения следует избавиться беспокойным родителям: контингент студентов колледжа. При выборе учебного заведения смотрите на проходной вступительный балл. Чем он выше, тем серьезней там будут ребята, которые нацелены на учебу. Сложные инженерные факультеты - вообще выбор не для каждого. Более того, сейчас есть конкурс даже для абитуриентов, не прошедших на бюджет. Это миф, что на платной основе можно поступить куда угодно. Все равно устанавливается нижняя граница проходного балла, коммерческие места тоже лимитированы. А после первого курса у «платников» есть возможность перевестись на бюджет при отличной учебе и свободных местах.